На главную
 
Паломническая поездка прихожан Сурожской епархии во главе с правящим архиереем епископом Сурожским Елисеем по святым местам Израиля и Палестины.

Часть III
 
День четвертый.
Галилея, гора Фавор, Назарет, Канна Галилейская, река Иордан, подворье РДМ "Св. Марии Магдалины

Рано утром, в шесть часов, наш автобус выехал из ворот Горненской обители. Путь лежал в Галилею.

 
  
 


Величественная, высотой 588 метров, одиноко стоящая посреди Издрелонской долины гора, находящаяся на пересечении торговых путей и занимающая важное стратегическое место, всегда привлекала внимание жителей Святой Земли и приходящих сюда различных завоевателей. Но нас интересует другое - мы хотим преклонить колени перед местом, где Иисус Христос взошел вместе со своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном на "гору высокую", чтобы помолиться. И вдруг "просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет". Рядом с Христом явились два ветхозаветных пророка Моисей и Илия. Взволнованный Петр предложил сделать для них три кущи. А из светлого облака, осенившего их, раздался голос Бога-Отца: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте". После этого облако рассеялось и ученики увидели Христа одного и в прежнем виде.

 
  
 


Традиция почитания горы Фавор местом Преображения Спасителя утвердилась при святой равноапостольной царице Елене. Праздник Преображения на горе Фавор имеет давнюю историю и глубокий смысл. В праздник Преображения раскрывается мистическое богословие Христианской Церкви. Преображение - это визуальное явление царства Божьего на земле. Суть Преображения раскрывается в Его символах. Гора - это безмолвие, уединенное место, где легче творить молитву, которая помогает соединению нашего беспокойного ума с Богом. Фавор в переводе означает чистоту, свет. Тот, кто приходит к осознанию своих поступков и кается в содеянном, освобождается от душевной грязи и может принять Божественный Свет. В стремлении к обретению этого Света.
Мы подъехали к горе Фавор и дальше мы вынуждены были ехать на микроавтобусах, которые возят паломников на вершину горы. Заплатив по пять долларов, мы поднялись на Фавор к православному монастырю. Нас провели в православный храм Преображения Господня. Этот 'храм был построен 1862 году. Следы древних сооружений сохранились в алтарных абсидах храма. Храм трехпрестольный: центральный - посвящен Преображению Господню, правый - пророкам Моисею и Илии, левый - Георгию Победоносцу и Дмитрию Солунскому. На ближайшем к главному алтарю левом пилястре - образ Преображения - дар великого Князя Сергия Александровича - председателя Императорского Православного Палестинского Общества. Первоначальное место погребения старца Иринарха (архимандрит Иринарх выходец из Молдавии, уроженец деревни Роман недалеко от Ясс, питомец учеников знаменитого старца Паисия Величковского. С 1839 года он жил в Лавре Саввы Освященного, а затем странствуя по Галилее решил поселиться вместе с сиротой - выходцем из своей родной деревни иеродиаконом Нестором на горе Фавор. Эти подвижники обустроили себе келью в виде пещерки в развалинах храма. Питались злаками и скромными подаяниями, приносимыми паломниками. Волею случая архимандрит Иринарх вместе с иеродиаконом Нестором находят среди груды камней остатки древнего храма с полукруглыми нишами. Устроив там алтарь, старец стал служить для приходящих сюда паломников молебны. Паломники, число которых стало с каждым днем увеличиваться, жертвовали старцу на строительство храма.) отмечено мемориальной мраморной доской справа от алтаря придела пророков Моисея и Илии. Монастырская колокольня возвышается над воротами ограды. Воздвигнута она на пожертвования русской благодетельницы Ольги Кокиной. Двор и прилегающие к нему ограждения засажены кипарисами, смоковницами и маслинами, дающими приятную тень. Греческий монастырь давал убежище до 400-м русским паломникам, для чего позади храма построены сводчатые залы. Из храмовых святынь на сегодняшний день особо почитается акафистная икона Божией Матери, находящаяся слева по входу в храм. Рядом с храмом находится пещера Мелхиседека, в окрестностях которой согласной преданию Мелхиседек встретил праотца Авраама с хлебом и вином'. (11)
Отслужив молебен и осмотрев территорию храма с Тремя Кущами, откушав чай и предложенные сладости, покинули храм и спустились с горы Фавор к микроавтобусу.
Далее на нашем пути лежал город Назарет, по преимуществу христианский город. Вообще на Святой земле города делятся на мусульманские, христианские и еврейские поселения. Очень часто бывает, что в мусульманской деревне есть арабская христианская община. Так в Назарете есть арабская христианская община, которой принадлежит дивный храм во имя архангела Гавриила. Эта живописная церковь, интерьер которой покрыт фресками, была построена в 17-ом веке на месте Фонтана Девы Марии. В древнем Назарете был только один источник питьевой воды, и понятно, что Дева Мария брала воду именно отсюда. Поэтому православные христиане считают, что именно здесь и произошло Благовещение.
Естественно, есть и другое, католическое предание, по которому Благовещение произошло на том месте, где был дом Иосифа. На этом месте стоит огромная католическая церковь, где есть все мыслимые католические изображения Божией Матери всех народов мира, местами просто чудовищные. Этот крупнейший на Ближнем Востоке собор, величественно возвышающийся и заметный издали при подъезде к городу, принадлежит ордену Францисканцев. Современное здание, освященное в 1969 году, состоит из двух уровней. В нижней церкви находится грот, где, по преданию, жила Дева Мария и где Ангел сообщил ей Благую Весть, а также руины древних церквей времен Византийской империи и крестоносцев. Этот важный памятник археологии, включающий, помимо церкви, остатки соседних строений, подтверждает, что на этом месте действительно находилась библейская деревушка Помрет. В музее Францисканцев, находящемся на территории собора, хранятся находки археологических раскопок.

 
  
 


Верхняя часть собора служит приходом Римско-Католической церкви. Ее прозрачный купол, через который свет свободно проходит и освещает интерьер, ошеломляет своим величием. Огромное внутреннее пространство собора заполнено великолепными мозаиками, произведениями искусства и керамическими барельефами, пожертвованными Католическими общинами со всего мира. Алтарь отделан изумительной итальянской мозаикой. Внутренний дворик соединяет Храм Благовещения с соседней церковью Св. Иосифа Плотника.
Мы побывали в обеих церквях, а в православной совершили небольшой молебен, привлекший многих паломников не только из нашей группы. К нам присоединилась группа паломников из Сибири, в составе которой были в основном дети с нарушенными органами движения. Они все подходили к нам и Владыка их благословлял.
Далее наш путь лежал на реку Иордан. Часам к двум дня мы подъехали на площадку обустроенную для погружений сразу в нескольких местах.

 
  
 


Вдоль берега сооружены каменные стелы, с надписями на 82 языках:: 'И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный в Котором Мое благоволение' (Марк 1,9-11). Тут же рядом были раздевалки. Заплатив, туда можно было войти. Сначала мы спустились к воде и Владыка отслужил краткий молебен. Потом пошли в раздевалку, оделись в купленные заранее крестильные рубашки и вошли в воду.

 
  
 


Вода была прохладная, но для нас вполне терпимая. Кто был посмелее, поплыл через реку, ширина которой не превышала 25-30 метров. А кто-то просто с молитвой окунулся три раза. Я тоже окунулся и побежал обратно в раздевалку. Турникет не пропускал: опусти копеечку и проходи. Но где взять эту копеечку? У турникета скопилось уже человека четыре, когда кто-то копеечку (10 шекелей) бросил и мы друг за другом прошмыгнули в раздевалку.
Освеженные и торжественные выходили мы на набережную библейской реки.
- Чем пахнет? - спросил я у матушки Алевтины, сидевшей на скамейке в окружении снятой одежды.
- Это бедуины стоят на противоположном берегу, а ведь у них скот. Вот и пахнет.
Действительно, прямо напротив того места, где мы купались, расположился скотный двор, я даже заприметил несколько баранов, толпившихся в жидкой грязи между бревенчатых загородок.
- Так что, все, что они из себя исторгают, течет в Иордан? - наивно спросил я у матушки.
- Нет, вы что, - ответила матушка, - с этим у них очень строго, очистка отходов обязательна.
Я не стал более надоедать матушке, но очистных сооружений не увидел. Да и какие очистные у кочевников, которые сегодня здесь, завтра там - что они везде будут строить очистные сооружения? Тем более на той стороне Иордания, которой до цивилизации ой как далеко. Одно утешало: купались мы несколько выше того места, куда могут стекать нечистоты скотного двора. Хотя, кто знает, запах стоял вдоль всех купален на реке.
Матушка попросила водителя ехать в Тиверию на подворье РДМ 'Св.Марии Магдалины'. Через двадцать минут мы въезжали в ворота подворья и нас приветствовал о. Тихон с окладистой рыжей бородой.

 
  
 


Он провел нас сначала в вновь отстроенный храм Двенадцати апостолов, где Владыка отслужил молебен св. Марии Магдалины.

 
  
 


Буквально на берегу Галилейского моря нам показали целебные источники, бьющие на территории подворья. О Тихон рассказал, как несколько лет назад некие бизнес структуры пытались получить право на использование источников в коммерческих целях.
- Но, слава Богу, - с облегчением закончил он, - у них ничего не вышло.
Потом нас пригласили в трапезную, где паломникам гостеприимными монахинями было предложено отведать "рыбу апостола Петра", ту самую, которую две тысячи лет назад ловили в этих водах галилейские рыбаки Симон, Андрей, Иоанн и Иаков.

 
  
 


Поев, мужчины нашей группы по приглашению отца настоятеля решили искупаться в целебных источниках. Я же купаться не стал, а через проделанное в сетке, окружавшей подворье со стороны моря, отверстие вышел на берег легендарного Галилейского моря. Сколько событий здесь произошло, сколько человеческих судеб решалось. От всего этого кружилась голова и охватывал легкий озноб. Берег был пологий, галечный. По нему текли воды целебных источников, которые казалось и брали свое начало в этой же гальке. Библейские сюжеты сами собой выплывали в памяти, чему способствовала и лодка, стоявшая на якоре совсем недалеко от берега.
 
  
 


Погрузившись в думы, я не заметил, как солнце склонилось к горизонту и вот последние лучи его, создавая узкую фосфорицирующую дорожку, побежали по поверхности тихой воды. Ребята, освеженные купанием в источнике, подошли и погрузились в темные уже воды Галилейского моря.
Как везде в теплых странах, вечер наступает очень быстро. Не успело закатиться солнце за холмами, окружающими Галилейское море, как стемнело и возвращались мы в свою Горненскую обитель уже в полной темноте.

(11) - http://ricolor.org/russia/9/13/

День пятый.
Вифлеем, Храм Рождества Христова, Поле Пастушков Монастырь Пр. Феодосия Великого (архимандрит Ерофей), Лавра Саввы Освященного, Подворье РДМ в Хевроне, Мамврийский дуб.

В девять часов утра выехали из Горненского монастыря и довольно быстро подъехали к стене, отделяющей Израиль от Палестинской автономии. Вскоре мы её миновали. Эта стена очень напомнила мне Берлинскую стену между Восточной и Западной Германиями, когда я побывал в ГДР в 1980 году и даже наверное повыше. Никакого паспортного контроля, даже не видел, заходил ли кто в автобус. Въехали в Палестинскую автономию. Визуально она ничем не отличается от Иерусалима, немного беднее, и евреев нет совсем. Приехали к базилике Рождества Христова.
Это скорее огромный храмовый комплекс, где все перемешано. Тут и пещера Рождества, и католический монастырь, и пещера где жил и подвизался блаженный Иероним, и пещера Вифлеемских младенцев, большая католическая базилика.
 
  
 

Основной храм - православный, единственный сохранившийся со времен равноапостольной Елены (начало IV-го века). Храм очень древний и похож на крепость. Вход в храм все время уменьшался, и теперь это узенькая низенькая дверь, которая называется 'Врата смирения'. Византийскими мозаиками IV-VI веков покрыты стены храма. Такие же мозаики сохранились и под полом базилики, которые можно посмотреть через стекла на полу. Под алтарем храма находится пещера Рождества.
 
  
 

Святынь в храме несколько: во-первых, собственно место, где родился Спаситель мира; отмечено звездой. (это вход вниз, под алтарь, в пещеру к тому месту). К этому месту очередь из разного рода паломников. Здесь наши паломники освятили те вещи, которые купили в магазинах и принесли с собой. Владыка с протодьяконом Димитрием спели тропари, славословия и величания родившемуся Христу. Здесь же и придел яслей, где положили родившегося Христа.
 
  
 

Во-вторых, - икона Спасителя на колонне недалеко от иконостаса, которая, по заверениям матушки Алевтины, если долго и напряженно смотреть, закрывает и открывает глаза. Я довольно продолжительное время всматривался в образ и заметил, что глаза у Лика Спасителя одновременно открыты и закрыты. Я это даже запечатлел на пленке.
 
  
 

В-четвертых, - 5 отверстий в колонне, расположенных крестообразно, откуда когда-то вылетел рой пчел и до смерти закусал нечестивца, дерзнувшего въехать в Базилику Рождества на коне. В эти отверстия мы вложили пальцы и попросили у Господа исполнить наше желание, каждый свое:
Мы посетили пещеру, где хранятся священные останки святых младенцев мучеников Вифлеемских. Узнав от волхвов о рождении Царя Иудейского, Господа нашего Иисуса Христа, и опасаясь, чтобы этот Царь не лишил его престола, Ирод приказал умертвить всех младенцев мужского пола, родившихся в Вифлееме и его окрестностях, в возрасте от двух лет и младше. Бесчеловечный указ был выполнен, но, по повелению Божию, святое семейство бежало в Египет.
 
  
 

Пещеру нам открыли видимо только одним, так как внутри кроме нас никого не было. Электрического освещения в пещере тоже не было, пришлось зажигать свечи и в их колеблющемся свете мы увидели на дне пещеры массу костей, перемешанных с несгоревшими свечами.
Выбравшись на свет божий, матушка Алевтина повела нас в автобус и заговорщически сообщила дальнейший план действия:
- Сейчас мы на Палестинской территории. Прошу подготовить паспорта, на случай проверки. Кроме того, мы поменяем автобус. С израильскими номерами здесь ездить не рекомендуется. Нас повезет палестинский автобус с зелеными номерами. Будьте внимательны, с местным населением старайтесь в контакт не входить, детям ничего не давать.
Подъехал новый автобус и мы, притихшие и смиреные, проследовали вглубь Палестинской автономии. Никто к нам не зашел, никаких паспортов не спрашивал. Только справа промелькнуло какое-то строение, не то церковь (крест), не то кремль (звезда с лучами) и открытой площадкой наверху с круговым обзором. Дома значительно неопрятнее и улицы грязнее.
Наконец мы подъехали к великолепному пятиэтажному зданию, в виде раскрытой книги двумя корпусами раскинувшемуся на плоской равнине. Оказалось, что это Вифлеемская гостиница для русских паломников, построенная миссией совсем недавно. Директор гостиницы Олег, вышел нас встречать, рассказал, как он здесь живет, пожаловался, что паломников маловато, но с Божьей помощью концы с концами сводит. Я поинтересовался:
- Сколько стоит номер в этой гостинице.
- Да не дорого, - бодро ответил директор - евро шестьдесят - семьдесят в сутки.
Я ничего не ответил, но внутренне с директором не согласился
 
  
 

Сфотографировавшись на память, дружно проследовали в автобус и вот мы уже на Поле Пастушков Здесь простым пастухам явились ангелы и благовествовали им рождение Спасителя. Сейчас на месте пещеры, где укрывались пастухи - подземный греческий храм. Рядом стоит очень красивый храм с удивительными иконами: очень яркие краски и как будто глянцевые. Вокруг растут оливковые деревья. В храме Владыка совершил молебен.
Дальше едем в Иудейскую пустыню, в Лавры преп. Саввы Освященного и преп. Феодосия Великого (Киновиарха).
Вначале - лавра Саввы Освященного. По 'серпантину' с молитвой и Божией помощью спускаемся на машине к Лавре. Кругом пекло, горы и камни. Женщинам в Лавру нельзя, они остаются у входа, а мужчины спускаются в Лавру.
'Согласно жизнеописанию, записанному Кириллом, Савва Освященный (439-539) родился в маленьком городке Муталаска а провинции Каппадокия. Его родители, благочестивые Иоанн и София, рано покинули ребенка, уехав в Александрию, оставили сына на попечение родственников, а те, в свою очередь, определили Савву, когда ему было только 8 лет от роду, в монастырь Флавиана, что в 20-ти стадиях от Муталаски. Там он получил свое начальное образование, и особенно преуспел в знании Священного писания. Будучи еще ребенком, Савва прославился как чудотворец. Кирилл Скифопольский в жизнеописании Саввы рассказывает, что однажды в зимнее время, когда стояли пасмурные дни, пекарь оставил в печи мокрые одежды мальчика сушиться и забыл их там. На другой день, когда уже растопили печь, он с ужасом вспомнил о них. Пламя было уже достаточно сильным, и никто не осмеливался приблизиться к печи. Тогда юный Савва, осенив себя крестом, проскочил в печь и успел достать одежды до того как они сгорели и сам вышел невредимым. При своей жизни Савва считался святым чудотворцем, способным ниспосылать дожди, целить больных (Кирилл Скифопольский описывает исцеление кровоточивой жены, девочки, одержимой бесом и т. п.). Дух святого, даже после смерти, продолжал помогать многим страждущим, о чем среди монахов сохранилось множество преданий. Также и могила Саввы считалась чудотворной, а тело его, говорят, не было подвержено тлению.
Когда Савве исполнилось 18 лет, он попросил настоятеля отпустить его в Иерусалим, поклониться Святыням. Прибыв в Палестину, Савва поступил в монастырь Пассариона Великого, но вскоре случай свел его с Евфимием Великим, который сразу же полюбил юношу, но из-за молодого возраста инока отказался взять его в свою лавру, при этом сказав Савве: 'Сын мой! Я думаю, неприлично тебе столь юному, оставаться в лавре, да и лавре нет никакой пользы иметь у себя юношу, и тебе юному полезнее быть в киновии, а не с отшельниками' [5]. Сказав сие, Евфимий отправил своего protege к своему другу блаженному Феоктисту в монастырь в вади Мукеллик, где Савва прослужил 17 лет послушником. В 478 году Савва уединяется в пустыню и долгое время живет отшельником в пещере, где подвергается искушениям дьявола, находит общий язык с дикими зверями, усмиряет львов, устанавливает дружеские отношения с соседними бедуинскими племенами. Слава о чудесном отшельнике стала быстро распространяться, и, по прошествии определенного времени, вокруг Саввы стали собираться ученики, которые образовали лавру в 70 монахов, затем число их возросло до 150, и в 483 году Савва основывает свой монастырь. (Позже он основал еще три лавры и шесть монастырей).
Первым строением новой лавры, которую потом назовут Великой лаврой, была сторожевая башня, затем в этом безводном ущелье был чудесным образом обнаружен источник. Первая церковь была устроена Саввой в пещере, обнаруженной им через видение на этом месте огненного столпа, уходящего в небо, что напомнило ему лестницу Иакова. Иаков, как известно, назвал место своего видения 'Вефиль' (Бейт Эль - Дом Бога), так и наш монах понял это знамение как указание на то, что здесь должен быть дом Божий. Пещера и в самом деле уже по своей природной форме напоминала базилику с апсидой и ризницей, поэтому Кирилл Скифопольский называет ее 'Церковью, построенной Богом'.
Савва отличался крутым нравом и нетерпимостью ко всякому мнению, которое он не разделял, но, тем не менее, инакомыслящих не преследовал, а наоборот, поступал с ними благородно и гуманно. Так, однажды, он выселил из своей лавры роптавших против него монахов, но и позаботился о них, создав в 503-508 годах для них отдельный монастырь в Никополисе.
Как богослов св. Савва отличился в защите Православия против так называемой монофизитской ереси. Об этом стоит сказать несколько слов.
Возникновение ее в истории христианства вполне закономерно, а существование продолжается и по сей день, и вовсе не только в лице Армянской, Коптской, Эфиопской и Якобитской Церквей, где от монофизитства осталось лишь одно название и безобидные символы, ее существование заключается прежде всего в отношении верующего к Христу. Не будучи способными понять и разрешить чрезвычайно тонкий и сложный вопрос богословия о природе Христа, понять Кто Он, Человек или Бог, и есть ли у Христа нечто общее с нами, со смертными людьми, церковные чиновники постоянно оказывались в крайне щекотливом положении. Чиновник не может находиться в неопределенности, а посему, чтобы избежать ее, он либо вообще отвергает Божескую природу Христа как ересь, обвиняя в политеизме тех, кто 'придают Богу товарищей', либо стремиться сделать из Самого Христа абсолютного Бога, обвиняя в кощунстве тех, кто 'придают Ему человеческое естество'. Потому твердолобый религиозный фундаментализм не мог вынести Христа-Богочеловека с вытекающим из этого догмата Православием, и неизбежно тяготел к полюсам богословия, либо к исламу и иудаизму, и их христианским братьям - арианской и несторианской ереси, либо к монофизитству. Монофизитам было ненавистно видеть в Иисусе человека, во всем нам равного, кроме греха. Им не нужен Бог-товарищ, Бог-брат, им нужен Бог-деспот, Бог-фюрер, а потому они и стремились сделать из Христа идола. А сколько сейчас таких замаскированных монофизитов можно встретить и среди православных ортодоксов, и даже среди наиболее прогрессивных протестантских деноминаций?
Халкидонский собор, собравшись в 451 году осудил монофизитство, но богословские споры тем не менее не утихли. Одержав сравнительно легкую победу над Несторием в 431 году, монофизиты рассчитывали подчинить себе свободный дух иноков, чье сердце не могло принадлежать никому иному, как их Брату и Господу Иисусу Христу, и монахи Палестинских пустынь, отстаивая свою веру, под руководством их уважаемого старца Саввы, смогли дать достойный отпор зарвавшимся чинушам.
Вернувшись из Халкидона, монофизитский монах Феодосий возбудил Иерусалимскую чернь поддержать доктрину Христа-идола. Иерусалим был взят и разграблен мятежниками. Лавра Саввы Освященного стала одним из оплотов Православия. Благодаря миротворческой деятельности Саввы, в 479 г. удалось достигнуть примирения между враждующими сторонами, что повлекло за собой новый подъем монашеского движения. Именно в это время были основаны монастыри Феодосия и Хозива.
Савва умер в возрасте 94-х лет 5-го декабря 532 года. В 1256 году его останки были перевезены в Венецию и захоронены в церкви Сан Антонио, 12 ноября 1965 года мощи святого были возвращены обратно в монастырь в рамках соглашения между папой Павлом VI с Константинопольским патриархом Афинагором.
После смерти своего основателя, монастырь продолжает существовать. В 614 году он подвергается нападению персов. В письме монаха Антиоха, адресованного Евстихию в Анкиру (Галатия), описывается умерщвление 44 мучеников монастыря Саввы во время персидского нашествия. Крестоносцы, не слишком посвященные в историю греческих подвижников и не очень хорошо представлявшие себе, кто такой был на самом деле св. Савва, как мы увидим из следующей цитаты, тем не менее были осведомлены о бесчинствах по отношению к ним со стороны персидских варваров. Известные тогда сведения о монастыре передает нам в 1103 году в своих путевых записках английский пилигрим Зевульф: 'К западу от церкви св. Креста, приблизительно на расстоянии трех миллиариев находится великолепнейший и очень большой монастырь, во имя св. Савы, одного из 72 учеников Господа нашего Иисуса Христа; там некогда жило в общежитии больше 300 греческих монахов и служили Господу и Святому; большая часть братии была перебита сарацинами, а часть благоговейно служит Господу в другом монастыре того же Святого внутри городских стен, рядом с башнею Давида; а первый монастырь покинут и совершенно опустел'. Но все-таки во времена крестоносцев монастырь не был покинут и продолжал существовать.
Русский купец Трифон Коробейников в 1582 году так описывал монастырь: 'Да от Еросалима же на полуденную страну (в южную сторону) верст якобы 20 до монастыря великия лавры святаго Савы Освященнаго; а в том манастыре святаго Савы церковь большая Преображенье Господне и иные многие церкви. Келья святаго Савы Освященнаго вытесана в горе каменной, не велика как мочно человеку сести, а встати в ней нельзе. И в той келье исходит миро ис потолка мяхко и бело, как ладанная мука; и то миро дают старцы вместо мощей для благословления християном. А стоит тот монастырь на край удолья плачевнаго, которой пошел от Еросалима в море Содомское; а итти тем удольем плачевным до моря Содомского, идеже погуби Господь Содом и Гомор за беззаконье их, 50 верст'.
Монастырь св. Саввы был восстановлен и укреплен контрфорсами в 1840 году на средства России, после того, как был разрушен и разграблен в ходе бунта бедуинов против власти Мухаммада Али и его сына Ибрагима-паши (1834-1835) и землетрясения 1837 года.
Сегодня этот монастырь является крупнейшим из трех, ныне действующих в Иудейской пустыне (св. Феодосия и св. Георгия Хозевита). Его устав считается самым строгим из уставов всех Палестинских православных монастырей. Настоятелем монастыря является сам патриарх Иерусалимский, но управляет всеми его повседневными делами поставленный патриархом игумен. Среди строений монастыря выделяются две башни. Первая называется башней Юстиниана и находится в самой высокой точке монастыря. Она была построена на деньги, полученные св. Саввой в дар от императора Юстиниана во время его последнего посещения Константинополя в 531 году в возрасте 92-х лет. В принципе, этот 'дар' был своего рода великодушной компенсацией, которой император поддержал палестинских монахов за ущерб, нанесенный лавре самаритянским бунтом в 529 году. В настоящее время в этой башне размещается уникальная библиотека монастыря. Другая башня находится несколько в стороне и за пределами стен монастыря. Называется она 'башней женщин', так как периодически служит гостиницей для женщин, которым строго воспрещено входить на территорию монастыря. Согласно Кириллу Скифопольскому, эта башня была построена императрицей Евдокией, женой императора Феодосия II, посещавшей монастырь в 455 г. и помогавшей строительству многих церквей Палестины, в том числе монастырь Стефана.
В восьмом веке в монастыре прожил свои последние 50 лет жизни великий богослов и отец Церкви Иоанн Дамаскин (675-753). Монахи и сейчас показывают его келью и могилу. В монастыре захоронен также биограф и историк монашеского движения Кирилл Скифопольский, умерший приблизительно в 560 году'. (10)
Матушка Антонина, предваряя наше посещение Лавры рассказала про Дамаскина, что настоятель монастыря запретил писать ему каноны, отчего Дамаскин очень страдал. А когда на день рождения одного из монахов Иоанн написал благодарственный стих, он вообще изгнал Иоанна из монастыря за ослушание и тот подвизался в соседних пустошах, питаясь растениями и окридами. Но однажды ночью во сне настоятелю явилась Владычица и настоятельно рекомендовала простить Иоанна, вернуть его в монастырь и разрешить писать псалмы во славу Божию. Что настоятель тот час же исполнил, благодаря чему мы имеем возможность наслаждаться трудами этого богослова.
 
  
 

Пройдя узкий вход в Лавру и спустившись пару пролетов вниз, мы оказались в небольшом дворике с часовней посреди, в которой был гроб Саввы Освященного и сейчас хранятся его мощи.
 
  
 

Лавра произвела на меня неизгладимое впечатление. Попробую описать свои ощущения, хотя подозреваю, что на человеческом языке выразить ЭТОГО нельзя. Как только попадаешь внутрь, время останавливается. Кругом ТИШИНА. ПОКОЙ. БЕЗМОЛВИЕ. МОЛИТВА. БЛАГОДАТЬ. Захватывало дух. Какое-то время (не могу сказать какое) мы стояли в дворике Лавры, и, ожидая монаха, который проводил бы нас по Лавре, впитывали эти удивительные ощущения. Тишина была такая, что хотелось молиться. Это была не давящая на уши тишина, и, тем не менее, не было никакого постороннего звука.
Подошел монах, представившийся иноком Лазарем. Это был молодой монах с серьезным задумчивым взглядом под плотными ресницами. Он задумчиво обвел нас взглядом, подошел под благословление нашего Владыки и открыл часовню. Поклонившись, мы прошли в неё и помолились у гроба Саввы. Выйдя из часовни, Лазарь подвел нас к небольшой плите в полу площадки перед часовней.
- Здесь у нас в пещере размером четыре на четыре метра лежат почившие монахи, сейчас их там шесть.
Мы зашмыгали носами, пытаясь уловить запах тления
- И не пытайтесь. Образ жизни и наш сухой климат мумифицируют тела, не давая им возможности разлагаться. Я опускался вниз и даже там нет запаха тления. Через 60 лет мы поднимаем останки, отделяем кости от мяса. Кости складываем в костницы. Пойдемте, посмотрим.
Мы перешли в помещение храма. Вдоль стен стояли полки, на которых рядами лежали черепа монахов, почивших в Лавре. На специальном столе под иконами под стеклом лежали черепа монахов, получивших святость при жизни.
- Святость мы определяем по сросткам частей черепа. У святых они имеют вид креста. Такие линии могут быть только врожденными, и они очень редки. Бог уже от рождения избрал этих людей для мученического подвига.
Действительно на черепах явно просматривались крестообразные затылочные сростки. Помолившись этим святым останкам, прошли в другие помещения.
В это время откуда-то из недр монастыря раздались звуки деревянного била по деревянной доске и появился монах, несущий эту доску и ударяющий по ней билом. На мой вопрос:
- Что это?
Лазарь коротко ответил:
- Зовет трапезничать. Кстати, если Владыка разрешит, можете фотографировать. Но меня, пожалуйста, не снимать. Владыка разрешил еще в Лондоне и я без стеснения фотографировал направо и налево.
Прошли на уступ скалы в виде обзорной площадки, откуда виден Кедронский поток. Здесь уже нет тишины, потому что снизу, из пропасти-ущелья слышен шум воды потока.
- На другой стороне потока - пещеры, где подвизались монахи, и пещера самого преп. Саввы Освященного. Чтобы войти в свою пещеру, преп. Савва спускался на веревке со скалы. Сейчас на входе в эту пещеру решетка с буквами 'АС', - рассказывал нам Лазарь, - Остальные пещеры мы тоже заложили, чтобы посторонние люди не нарушали намоленные стены. Ведь сначала монастырь был там. Когда Савве во сне пришла Богоматерь и велела перенести монастырь на эту сторону ручья, кельи рубить в скале стали с этой стороны:
Опять появился монах, равномерно стучащий по деревянной доске. Я даже подумал, что он путешествует по монастырю вместе с нами.
 
  
 

Фотографируя пещеры на берегах Кедронского потока, мне случайно в объектив попал инок Лазарь. Он это замети, ничего не сказал, но его осуждающий взгляд пробрал меня насквозь, вызвав небольшой озноб.
Поговорив с монахом, выпив предложенного сока и взяв в рот по кусочку рахат-лукума, мы выходим из Лавры. Так не хочется уходить из этого святого места, но наверху, в пекле пустыни, нас ждут женщины. Они через дверь Лавры общаются с монахом. Пропели ему 'Многая лета', он подарил всем по небольшому деревянному крестику. Поднялись на небольшую гору, которая рядом с Лаврой. Отсюда можно сфотографировать Лавру сверху

Немного постояв под палящим солнцем, залезаем в прохладную машину и едем в монастырь преп. Феодосия Великого, подворье РДМ в Хевроне, в котором всего 4 православных человека. Это о. Ерофей, один монах, и две монахини. Остальные в этом городе - мусульмане. Но местное население уважает русскую церковь, и не трогает никого. Правда, бывает, свистят вокруг пули, когда возобновляется интифада, но к этому уже насельники привыкли. Если преп. Савва Освященный - основатель отшельнического монашества, то преп. Феодосий - общежительного. Поэтому его зовут еще 'Киновиарх'.
'Преподобный Феодосий Великий жил в V - VI вв. и был основоположником общежительных монастырей. Он родился в Каппадокии от благочестивых родителей. Обладая прекрасным голосом, он усердно трудился в церковном чтении и пении. Преподобный Феодосий горячо молился, чтобы Господь наставил его на путь спасения. В юные годы он посетил Святую Землю и виделся с преподобным Симеоном Столпником, который благословил его и предсказал ему будущее пастырское служение. Стремясь к отшельнической жизни, святой Феодосий поселился в Палестине в пустынной пещере, в которой, по преданию, ночевали три волхва, пришедшие поклониться Родившемуся Спасителю мира. В ней он прожил 30 лет в великом воздержании и непрестанной молитве. К подвижнику постепенно начали стекаться желавшие жить под его руководством. Когда пещера уже не вмещала собравшихся иноков, преподобный Феодосий стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв с собой кадило с холодными углями, преподобный пошел по пустыне. На одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный и основал первый общежительный монастырь, или Лавру, по уставу святителя Василия Великого. Скоро Лавра преподобного Феодосия сделалась знаменитой, и в ней собралось до 700 иноков. По завету преподобного Феодосия, Лавра выполняла служение ближним, оказывая помощь всем бедным и давая приют странникам.
Преподобный Феодосий был необыкновенно милостив. Однажды, когда в Палестине случился голод и к монастырю собралось множество людей, преподобный приказал всех пустить в ограду. Ученики смутились, зная, что монастырь не имеет возможности насытить всех пришедших. Но когда вошли в хлебопекарню, то увидели, что она, по молитвам аввы, наполнена хлебами. И такое чудо повторялось всякий раз, когда преподобный Феодосий хотел помочь бедствующим. В монастыре преподобный устроил странноприимные дома, отдельные больницы для иноков и мирян, а также убежища для престарелых. Ввиду того, что в Лавре собрались люди из разных стран, преподобный устроил Богослужение на разных языках - греческом, грузинском и армянском. Для приобщения Святых Таин все собирались в большую церковь, где Богослужение совершалось на греческом языке.
Во время правления Константинопольского императора Анастасия возникла ересь Евтихия и Севера, не признававших ни таинств, ни священства. Император примкнул к лжеучению, и православные начали терпеть гонения. Преподобный Феодосий твердо встал на защиту Православия и написал от лица пустынников послание императору, где обличал его и опровергал все бывшие и осужденные Вселенскими Соборами ереси. Он подтвердил, что пустынножители и иноки будут твердо держаться Православного исповедания. Император смирился на недолгое время, а потом возобновил гонение на православных. Святой старец тогда проявил великую ревность за истину. Он, оставив обитель, пришел в Иерусалим и в Великой церкви, став на возвышении, возгласил во всеуслышание: "Кто не почитает четыре Вселенских Собора, да будет анафема". За этот смелый поступок преподобный был сослан в заточение, но скоро возвратился после смерти императора.Преподобный Феодосий при жизни совершал много исцелений и других чудес, приходя на помощь бедствующим. Однажды он молитвой погубил саранчу, опустошавшую поля в Палестине: по его предстательству воины сохранялись от гибели, спасались погибающие в кораблекрушениях и заблудившиеся в пустынях. Перед своей кончиной преподобный Феодосий призвал к себе трех любимых епископов и открыл им, что скоро отойдет ко Господу. Через три дня он скончался в возрасте 105-ти лет, в 529 году. Тело святого было с честью погребено в пещере, в которой он жил в начале своего подвига). (12)
 
  
 

Кругом пустыня и арабский мусульманский мир. Непросто приходится монахам в этом подворье. Но на территории чисто, убрано, красиво. Спускаемся в пещеру трех волхвов (где они останавливались, когда возвращались от родившегося Христа, и где им был сон не возвращаться к коварному царю Ироду). Здесь лежат мощи святых женщин - матерей преподобных: св. София - матерь св. Саввы Освященного, св. Евлогия - матерь преп. Феодосия Великого и сам Феодосий Великий.
Нас поят чаем с печеньем и конфетами.
 
  
 

Немного спускаемся с горы - и вот он, Мамврийский дуб - огромный, высохший, в возрасте более 4000 лет, который дал один маленький зеленый росток, что само по себе - чудо. Но вокруг него его 'дети'. И от самого корня дуба новая живая веточка. А ведь страшно подумать, что именно у этого дуба много тысяч лет назад праведный Авраам видел Саму Пресвятую Троицу в облике трех ангелов-странников. Вообще чудо - это и появление самой дубравы, ведь растительность Святой земли не предполагает деревьев, в основном кустарники.
Очень колоритный там сторож, он является сторожем в 11-м поколении, мусульманин, кстати. Считает, что в независимости от того, куплена эта земля или нет - это все временно и она принадлежит ему (13). Кроме того он имеет право собирать кору, желуди дуба и продавать их паломникам. Краем уха услышал, что у него 3 жены и 21 ребенок.
Стоило нам с Анатолием подойти к дубу, пока все остальные осматривали здание, как он, появившись ниоткуда, достал из полиэтиленового мешка куски дерева и стал пихать их нам в руки, красноречиво поглядывая на дуб:
- Десят долларс! Десят долларс! - на ломаном русском языке закричал он.
- Я бы купил, - сказал я Анатолию, - но нет 10 долларов.
- Какие проблемы, у меня есть.
И он вытащил 20 долларов. Обрадованный араб засуетился, полез в свой мешок, вытащил два солидных куска дерева и на радостях добавил каждому из нас по горсти желудей со странными колючими шляпками, закрывающими почти весь желудь.
С покупками, мы вернулись в здание.
Тут же рядом бегают веселые вислоухие козы, которые тыкаются мордами нам в руки. Поклонившись у Мамврийского дуба и сфотографировавшись на его фоне, уже в темноте, едем обратно
В монастыре мы как раз успели на день рождения матушки Георгии и подарили ей наши скромные подарки.
 
  
 

(12) - http://www.pravoslavie.ks.ua/?ch=palomnik&sub=svyataya
(13) - http://ricolor.org/russia/9/10/

Продолжение: http://ali2014.sitecity.ru/stext_1809140146.phtml

Паломническая поездка 2010 года:
http://foto.rambler.ru/users/russianalbion2008/albums/229248/
Видео паломнической поездки 2010 года:
http://vision.rambler.ru/users/russianalbion2008/