На главную
 
Паломническая поездка прихожан Сурожской епархии во главе с правящим архиереем епископом Сурожским Елисеем по святым местам Израиля и Палестины.
 
 
  
 

Епископ Елисей, руководитель группы.

 
  
 


Отец Максим

 
  
 


Протодиакон Димитрий

Поездка началась девятого ноября 2008 года в аэропорту Гатвик в Лондоне. Информированные протоиреем Димитрием, что сбор группы паломников состоится в Пятом терминале аэропорта в восемь часов вечера, мы все стали к назначенному времени постепенно стекаться в зал регистрации терминала. 'Кольцо, вделанное в пол зала и хорошо видимое с любой точки', как было написано в информационном письме, не просматривалось, но чувствовалось, что собираться надо именно здесь. Постепенно группа собралась, назначили старшего, прошли краткий инструктаж, регистрацию и до свидания Великобритания, здравствуй Израиль.

 
  
 

Карта тех мест, где мы побывали

Четыре с половиной часа лета пролетели незаметно, благо нам не давали расслабиться: то вода, то завтрак, то развлекательные программы на мониторах, вделанных в кресла телевизоров. Десятого ноября в шесть утра по местному времени приземлились в Израильском аэропорту Бен-Гурион, прошли паспортный контроль и направились к транспортеру, который должен был привезти наш багаж. Глядя на унылые лица пассажиров, сидящих на стойках транспортера, как курицы на насесте, заподозрили что-то неладное. И действительно наши опасения оправдались: грузчики бастовали и неизвестно, кто будет выгружать самолет.
Администрация аэропорта на наши вопросы спокойно, без суеты, отвечала:
- Не волнуйтесь, багаж вы свой получите.
Правда не уточняя, как скоро.
Часа через два томительного ожидания, транспортер вдруг ожил, чемоданы и сумки закрутились в кольцевом движении. Нагрузившись вещами, направились из аэропорта. У выхода нас встретила невысокая, щуплая монашенка, представившаяся монахиней Алевтиной:
- Ну, наконец-то, а то я думала, что прозевала и вы уже прошли. Пойдемте к автобусу, едем в Иерусалим. Надо торопиться, выбиваемся из графика. В миссию уже не успеваем, не опоздать бы к Патриарху Иерусалимскому.

 
  
 


Монахиня Алевтина

День первый.
Прием в Иерусалимской Патриархии, Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, Крестный путь, Храм Гроба Господня

Около десяти часов утра наш автобус въехал в ворота Горненского женского монастыря.
'Горненский женский монастырь находится в одном из живописнейших уголков на юге современного Иерусалима - Эйн Кареме (в пер. с арабского - Источник в винограднике). Приобретением этого участка Россия полностью обязана палестинскому труженику, подвижнику-одиночке - архимандриту Антонину (Капустину). Это было одно из любимых мест архимандрита Антонина.

 
  
 


Архимандрит Антонин

Предание связывало это место с посещением Богородицей своей родственницы праведной Елисаветы. Пречистая пришла в Горнюю из Назарета Галилейского после архангельского благовестия. Здесь жили ее родственники - св.прав. Захария и Елисавета. Именно к праведной Елисавете приходит Пречистая, чтобы открыть самой близкой ей на свете родственнице небесную тайну. Матерь Божия прожила здесь три месяца' (1).

Распределившись по двухместным номерам монастырской гостиницы, сполоснув лицо и руки, отправились в трапезную на завтрак. По дороге нас встретила настоятельница монастыря, матушка Георгия.
Быстренько покушав, опять сели в автобус и направились в старый город, где находилась резиденция Патриарха Иерусалимского Феофила.
Пока ждали Патриарха, я с фотоаппаратом встал у входа в зал для того, чтобы заснять приближающегося Патриарха и рассматривал резной узор входных дверей. С другой стороны подошел священник с густой огненно-рыжей бородой, достал мобильный телефон и, не обращая на меня внимания, быстро заговорил:
- Значит так. Сколько ты можешь за раз достать?... А цена?... Нам на зиму нужно восемь тонн, значит пока не хватит?... Ладно, бери эти 6, а там посмотрим. Подготовь емкости и залей. Потом мне доложишь. Все, сейчас я занят.
Сложив телефон и сунув его в рясу, священник ушел к ожидавшим Патриарха священнослужителям. Как потом выяснилось, это был игумен Тихон, начальник Русской Православной миссии в Иерусалиме. 'Вот как приходиться работать, - подумал я, - не только божеские, но и земные дела решать'.
 
  
 

Патриарх вошел быстрыми шагами, я даже не успел его сфотографировать, поприветствовал нашу и сербскую группы, пожелал успешно попутешествовать по Святой земле, принял подарки от наших групп, подарил нам подарки от себя, сфотографировался с нами на память и удалился во внутренние покои.
Выйдя из покоев Патриарха, направились в сопровождении игумена Тихона в Троицкий собор Русской Православной миссии. Владыка совершил молебен и мы пошли по крестному пути в Храм Гроба Господня, где произошли самые трагическое события, описанные в Евангелии.
 
  
 

Но предварительно матушка Алевтина привела нас в Фивезду, где Христос излечил расслабленного, который не успевал первым прыгнуть в воду, когда ангел её возмущал. (Согласно Евангелия от Иоанна (Ин.5:116), вода из купальни считалась чудодейственной когда 'ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью'. При купальне лежал расслабленный, страдающий своей болезнью 38 лет и почти потерявший надежду на исцеление, так как некому было опустить его в купальню при возмущении воды. Иисус сказал ему: 'возьми постель твою и ходи'. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел).
Тектонические многоярусные сооружения для хранения дождевой воды находятся под многими домам Иерусалима, так как это было жизненно необходимо. Фивезда и была сооружена сперва для мойки овец, которых вели на заклание, а потом для хранения воды ручья, который протекал здесь в римские времена. Сейчас ручей иссяк и представляет из себя настоящие катакомбы, частично вскрытые археологами.
Выйдя из Фивезды мы все купили по крестику, кто по большому, кто по маленькому, так как по Крестному пути надо идти с крестом, как нас научила матушка Алевтина.
 
  
 

Узкие улочки Крестного пути заполнены маленькими лавочками, в которых продают религиозные сувениры для любого православного, идущего по этому пути. Но кроме лавок есть еще и дома, в которых живут люди, а улицы такие, что обычной машине не проехать. Поэтому сконструирован трактор, имеющий очень узкое осевое расстояние, который таскает за собой тележку с мусором. Кроме того, улица представляет множество ступеней, идущих то вверх, то вниз. И хотя ступени имеют узкие полоски для съезда трактора и тележки, не всегда водитель на них попадает, трактор прыгает, спускаясь или взбираясь по ступенькам. Стоять рядом очень опасно, так как невозможно предугадать, что будет на следующей ступеньке.
Людская толчея, крики торговцев, пытающихся сбыть свой товар, гудки и маневры трактора с расхлябанной тележкой, ступеньки под ногами - создают неповторимо напряженную картину жизни и функционирования этого отрезка пути, где Христос нес свой крест. В одном месте матушка нас остановила и показала камень с отпечатком ладони Христа, на который он оперся, когда падал под непосильной ношей.
 
  
 

Наконец мы добрались до Александровского подворья, где расположена одна из величайших святынь христианского мира - порог Судных врат. До Голгофы и Храма Гроба Господня - 70 метров. Ближе к христианским святыням у русских места на Святой земле нет. Этот участок земли в Старом городе русские выкупили у эфиопского духовенства более 150 лет назад. Когда на средства великого князя Сергея Александровича начали раскопки, под многометровым слоем слежавшегося за века мусора и земли нашли христианскую реликвию - порог Судных врат, тот самый порог, через который переступил Иисус Христос последний раз на пути на Голгофу. Здесь был зачитан ему приговор и после этого решилась его судьба окончательно.
Рядом с воротами в городской стене было обнаружено отверстие в виде замочной скважины (прозванное в народе 'Игольное ушко') но, больших размеров. Нам объяснили, что это для опоздавших к закрытию ворот людей вместе с осликами. Они могли пройти сквозь это 'Игольное ушко', а вот погонщик с верблюдом уже пройти не мог. По новому открылись нам слова Христа о том, что легче верблюду пройти сквозь 'Игольное ушко', чем богатому попасть в рай. 'Игольное ушко', о котором говорил Христос, было перед нами и мы могли пройти сквозь него. В это трудно было поверить:
Помолившись у Судных Врат, свернули направо, так как прямо идти было нельзя: одетые в зеленую форму с беретами и вооруженные автоматами люди перекрывали дорогу. Кто они, зачем дорогу перекрыли, нам узнать так и не удалось. Впереди открылась площадь перед Храмом Гроба Господня.

'История поисков места казни и захоронения Иисуса может быть вкратце изложена следующим образом. В 313 г. Константин Великий прекратил гонения на христиан. Христианам даровалась свобода вероисповедания, кроме того, Миланский эдикт предусматривал возвращение конфискованного у них имущества - церквей, кладбищ и другой недвижимости (Евсевий, Eccl. Hist. 9.9). Гонения кончились, но вражда между христианами и язычниками продолжалась. В Иерусалиме, в то время носившем имя Элия Капитолина, эта вражда проявлялась в особенно острой форме. Население города, священного и для христиан, и для иудеев, выселенных оттуда императором Адрианом, было в основном языческим, многие из этих язычников в прежние годы активно участвовали в антихристианских выступлениях и стали владельцами отобранной у христиан собственности. Иерусалим превратился в один из центров языческого культа: его главными святилищами были храм Юпитера Капитолийского и храм Афродиты-Венеры, построенные при Адриане.

В 314 г. епископом Иерусалимским стал Макарий, человек весьма энергичный, поставивший себе целью истребление языческих культов. Идея поиска места, где был погребен Иисус после распятия, принадлежала именно ему. Точно не известно, почему он предложил искать его именно там, где ныне стоит Храм Гроба Господня и где в его время стоял храм Венеры. Нет никаких свидетельств, письменных или археологических, что место погребения Спасителя находилось именно там или что во времена апостолов оно как-то особенно почиталось. Нет указаний и на то, что какими-то определенными сведениями об этом обладала в IV в. и христианская церковь, иначе современники Макария, в их числе и первый историк церкви Евсевий Кессарийский, не подвергали бы сомнению его проект поисков гробницы. Макарий, по-видимому, не представил им каких-либо веских доказательств. Евсевий был знаком и с другой традицией. В Demonstratio Evangelica (6.18), труде, написанном им около 303 г., он ничего не говорит о Гробе Господнем и о Голгофе в связи с языческим храмом, но выделяет гору Елеонскую (и Елеонскую пещеру) к востоку от Иерусалима и Святую Церковь Господню на холме, лежащем к западу от него, как места особо почитаемые и христианами, и иудео-христанами. Искусственная пещера, расположенная примерно в 100 м к югу от холма, действительно могла быть погребальным склепом. Она была объектом паломничества, хотя нигде определенно не сказано, что это место погребения Иисуса. Местность вокруг и сама пещера сильно пострадали от пребывания там римских легионеров во время осады 70 г. - осадные работы, по свидетельству Иосифа Флавия, сильно изменили окружающий ландшафт. Евсевий, по-видимому, продолжал сомневаться в подлинности той гробницы, которую нашли впоследствии под основанием языческого храма. Похоже, что и сам Макарий не был уверен в том, что он там что-либо найдет. Так или иначе, в 325 г. на Никейском соборе он добился от императора разрешения на уничтожение языческих храмов ради поисков гробницы.

Евсевий, принявший участие в разрушении языческого капища и в последовавших за этим раскопках, пишет (Vita Constantini 3.29), что гробница была обнаружена "вопреки всем ожиданиям" - либо он думал, что она уничтожена язычниками, либо вообще не верил, что она там окажется. Сам Константин в письме к Макарию расценивал эту находку как великое чудо. Примечательно, что мать Константина, св. Елена, давно уже интересовавшаяся "священной археологией", не принимала участия в раскопках гробницы. Она посетила Иерусалим только в конце 326 г., незадолго до смерти (ей к тому времени исполнилось 80 лет).

Итак, снеся языческий храм, рабочие Макария обнаружили под его фундаментом еврейское кладбище - ряд вырубленных в камне склепов с закрывавшимся каменными плитами входом. Оставалось только установить, которая из них была местом погребения Иисуса. Неизвестно, какими критериями они пользовались, но их выбор остановился на одном склепе с круглой откатывающейся плитой. Такого рода двери были распространены в позднеримскую и византийскую эпохи, но в период ранней Империи, в I в. от Р. Х., они были редким новшеством, их могли позволить себе только очень богатые семьи. Примерно из 900 гробниц I в., найденных в окрестностях Иерусалима, только четыре имеют откатывающиеся круглые крышки, остальные закрывались обыкновенными квадратными плитами (ср. Матф. 27:60 - "И положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился". Соответствующий греческий глагол имеет значение "прикатывать, приваливать", хотя и не указывает непременно на то, что прикатываемый или приваливаемый предмет имеет форму колеса или шара. Вероятно, что именно употребление этого глагола в Евангелии определило выбор археологов IV в.). Об этом круглом камне упоминают в одной из своих проповедей и Кирил Иерусалимский (около 348 г.), и многочисленные паломники, посещавшие гробницу в более позднее время.

Константин велел построить церковь над найденной гробницей. Евсевий и после этого еще не раз поднимал вопрос о ее подлинности. В 326 г. на аудиенции у императора он выступил с докладом на эту тему. Константин внимательно выслушал его, но на его решение сомнения Евсевия никак не повлияли (Vita Constantini 4.33). Еще раз Евсевий затронул вопрос о подлинности в 335 г., при освящении церкви Гроба Господня. Непосредственным результатом открытия гробницы был возросший престиж Макария и епископства Иерусалимского. Настаивая на разрушении языческих святилищ, Макарий рисковал не только своей карьерой и репутацией. Отрицательный результат его раскопок мог бы привести к политическому скандалу, вызвать еще большее озлобление язычников и подорвать престиж христианства и поддерживавшего христиан императора.
Церковь, построенная Константином в 335, была разрушена персами в 614 году. Реконструкция началась пятнадцатью годами позже. В 746 землетрясением разрушен купол, в 967 церковь вновь разграблена и подожжена, восстановлена в 976. Завоевавшие Левант мусульмане ввели ограничения на строительство новых церквей, а в правление халифа аль-Хакима (996-1021) почти все храмы на территориях, находившихся в сфере влияния Фатимидов, были уничтожены включая и храм Гроба Господня в 1009 г.
В 1036 году мусульмане разрешили византийскому императору Михаилу IV восстановить храм. В 1042-1048 годах Константин Мономах переделал ротонду над Гробницей Христа в церковь, прибавив галерею и восточную апсиду.
Крестоносцы, захватив в 1099 году Иерусалим, увидели церковь в том виде, в котором она была воссоздана при Константине Мономахе. Они сочли ее недостаточно красивой для места, где был погребен Спаситель, и начали работы по капитальной переделке и украшению церкви.
Кроме своей сакральной роли, храм Гроба Господня играл в Латинском королевстве и важную политическую роль: в 1100-1187 годах он был королевской усыпальницей, (В 1100 году умер Готфрид Бульонский, и его гробницу поместили при входе в часовню Адама у подножия Голгофы, что создало прецедент для захоронения всех последующих королей вплоть до 1187 года.), а с 1131 года здесь происходили коронации. Именно в это время возник план переделки существовавшей около Гроба Господня византийской церкви.

 
  
 


План Храма Гроба Господня


 
  
 


Реконструкция Святых мест в Храме Гроба Господня


1. Вход в Храм Воскресения.
2. Камень Помазания.
3..Греческий храм
4. Гробница Иерусалимских королей Готфрида и Балдуина 1 (не сохранились).
5. Придел праотца Адама под Голгофою.
6. Место стояния Cв. Жен.
7. Кувуклия. Гроб Господень.
8. Гробница Иосифа Аримафейского и Никодима.
9. Кафоликон и каменная ваза - "пуп земли".
10. Придел Темницы Господней.
11. Придел Св. Царицы Елены.
12. Место Обретения Креста Господня.
13. Голгофa.

Основные работы проводились в 1140-х годах. Программа была очень впечатляющей: Святые Места оформлялись в контексте единого архитектурного комплекса, сосредоточенного вокруг эдикулы Гроба Господня, Голгофы и Темницы Христовой (где, по преданию, находился Христос вместе с двумя разбойниками во время приготовления орудий казни). Был разработан план паломнической церкви ("паломническими церквями" называли романские храмы, в которых хранились ценные реликвии, привлекавшие большое число паломников) в форме неравноконечного креста (по западному образцу) - с средокрестием, трансептом, хором, крытой внутренней галереей и системой радиусных часовен, - который позволял включить уже существующую ротонду в строение с двумя куполами, колокольней и великолепным новым южным главным входом. Храм был освящен 15 июля 1149 года, спустя 50 лет после захвата Иерусалима и стал образцом для последующих подобных проектов, например в Вифлееме и Назарете.
После захвата Иерусалима хорезмийцами в 1244 году храм вновь подвергся значительному разрушению, и частично восстановлен в 1555, окончательно отремонтирован в 1719 году и тогда же, из-за значительных разрушений, был частично перестроен.
В 1808 году был почти полостью уничтожен пожаром, восстановлен в 1810.
Пожары происходили и в 1868 и в 1947/49'. (2)

Такова вкратце история возникновения и существования этого священного места, куда мы прибыли.
Для нас в тот момент не важна была описанная выше хронология событий. Мы были потрясены простотой и в то же время торжественностью этого храма. В наши души входило понимание важности и ответственности того, что мы увидим и как к этому отнесемся. Ведь не секрет, что многие христиане стремились и стремятся припасть к Гробу Господнему и готовы были даже умереть (и умирали) за возможность совершить паломничество в эти места.
 
  
 

Сначала мы поднялись на Голгофу, где отверстие в полу показывает то место, где стоял крест, на котором распяли Христа. (И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса (Иоан.19:17-18). Считается, что своим названием Голгофа обязана черепам, которые складывались на месте казни преступников в древнем Иерусалиме. Также существует предание, что на месте Голгофы был похоронен Адам).
Небольшая очередь давала возможность отрешиться от всего земного и полностью уйти в прочувствование мук, принятых Спасителем на кресте. Некоторые из нашей группы паломников настолько прониклись трагической ситуацией, что прикладывались со слезами на глазах. Я тоже приложился, неуклюже забравшись под столешницу, где было отверстие от креста. Засунул туда руку, поболтал ею, ничего не обнаружив, вытащил, перекрестился и освободил нишу для следующего паломника.
 
  
 

Спустившись с Голгофы, мы подошли к Камню помазания (Благодати), где тело Иисуса Христа было подготовлено к погребению. Здесь также стояла небольшая очередь желающих поцеловать гладкую отполированную прикосновением губ и рук мраморную поверхность (сам камень накрыт мраморной плитой), а иногда и приложить принесенные с собой предметы быта, книги, сувениры. Приложились и мы, почувствовав холодную влажность плиты.
 
  
 

Теперь мы выходили к главной святыне Храма Гроба Господня - Кувуклии 'Святая Кувуклия (от греч. 'кувуклион' - ложница, царская опочивальня) - небольшая (6х8м) мраморная часовня в центре Храма Гроба Господня в Иерусалиме, скрывающая непосредственно пещеру Гроба Иисуса Христа. Она состоит из двух частей: западной, шестиугольной, именно в этой части находится каменное погребальное ложе - аркосалий, и восточной, почти прямоугольной (размером 3,4х3,9м2), называемой 'приделом Ангела' и представляющей собой входное помещение. В середине этого придела стоит мраморная ваза, в которую вложена часть того камня, который Ангел отвалил от дверей Гроба. В приделе Ангела, в северной и южной стене - два овальных отверстия величиною с большое столовое блюдо.
Через маленькую (всего 112 х 72 см) дверь в Кувуклию входит Патриарх. Над входом висит икона Воскресения, дарованная Николаем II. Около Гроба Господня обычно горят сорок три совершенно одинаковые лампады из чистого серебра, тринадцать принадлежащих православной Патриархии, ещё тринадцать - католических, тринадцать - армянских и четыре - коптских'. (3)

На меня она не произвела должного впечатления, так как огромный неф ротонды, возведенной над Кувуклией, давил сверху и делал её еще меньше, чем она есть. Леса из металлических двутавровых балок, окружающие часовню, скрывали её подлинные очертания и архитектурные особенности (поставлены после землетрясения 1927 года для укрепления стен). Приделанный с западной стороны балдахин непонятного назначения из черной полиэтиленовой пленки тоже не украшал святыню.
Мы уже привычно встали в очередь желающих попасть внутрь Кувуклии. Несколько раз к нам, завидев епископское одеяние Владыки, подходили служители-греки, предлагая ему пройти без очереди, но Владыка мужественно отказывался, принимая очередь как одно из испытаний, на пути к Гробу Господнему и не желая видимо 'отрываться от коллектива'.
Разноязыкая толпа толпилась перед входом в часовню, воспринимая её как один из положенных для осмотра многочисленных экскурсионных объектов, отвлекая от сосредоточения на важности для души предстоящего момента. Поэтому я вышел из очереди в надежде обрети спокойствие и умиротворенно погулять по храму.
Меня заинтересовал полиэтиленовый навес с западной стороны Кувуклии и я направился туда. Внутри горели свечи, и люди также по очереди прикладывались к чему-то у стены часовни. Подошедшая матушка Алевтина на мой немой вопрос ответила:
- Это часовня Главы, принадлежащая Коптской Церкви. По преданию, здесь ('у главы') сидел второй Ангел (Ин20.12). По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300г. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. Копты приводят легенду о том, что при перестройке Кувуклии в 1810 г. ниша Святого ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов. С византийских времен на этом месте стоял небольшой престол. В 1810г. греки реконструировали Кувуклию без коптской часовни, восстановленной 30 годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагима-паши, сына египетского хедива Мухаммада Али.
Теперь стало ясно, почему часовенка в таком непрезентабельном виде: она как падчерица притулилась к святыне трех христианских религий и претендует на главенствующую роль, так как глава Спасителя, важнее всех остальных частей тела. Я тихо зашел туда и молча преклонил колени перед небольшой нишей с углублением. Здесь было спокойно, горели свечи, никто не толкал и не отвлекал.
 
  
 

Пройдя мимо Камня помазания я вышел на площадь перед храмом и обратил внимание на одну из мраморных колонн, оформляющих портал справа (при входе в храм она слева), расколотую почти наполовину. Это Колонна Святого Огня. Согласно греческому преданию в Великую субботу 1634 г. в связи с возникшими спорами о пасхалии (греки праздновали в тот год Пасху на неделю раньше, чем армяне) турецкие власти, по настоянию армянского наместника, заперли храм, не допустив православных на службу Святого Огня. По молитве православных, собравшихся у закрытых дверей, во главе с митрополитом Вифлеемским Парфением и архиепископом Газским Афанасием из налетевшей грозовой тучи ударила молния, а из трещины расколовшейся колонны явился Святой Огонь.
 
  
 

Территория площади перед входом в храм почти полностью принадлежит Греческой Иерусалимской Патриархии. В левом углу двора возвышается колокольня, построенная французами в 1160-1180 гг. Под колокольней расположена церковь Святых сорока мучеников, являющаяся усыпальницей Иерусалимских Патриархов.
Слева от церкви Сорока мучеников под открытым небом находится церковь Святых жен-мироносиц, без крыши, только иконостас имеет небольшой козырек, предохраняющий иконы и внутреннее убранство алтаря. Посередине храма небольшой беломраморный киворий указывает место явления Воскресшего Господа святой Марии Магдалине (Ин.20.11-18). (3)
Обратила на себя внимание армейская группа девушек-резервисток израильской армии, устроившаяся на отдых вдоль левой стены перед входом в Храм. У каждой висел на плече или лежал на коленях автомат типа 'Узи', короткоствольный с откидывающимся прикладом.
Я не стал долго задерживаться на разглядывании резервисток, а снова вошел в храм. Наконец очередь наша подошла, и мы смогли войти в Кувуклию.
 
  
 

Мало у кого хватит духу в первый момент прикосновения к святыне отвлечься и оглядеть убранство полутемной часовни. Лучше сделать это при втором, третьем посещении Кувуклии. Тогда вы заметите, что на мраморной полочке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены три иконы Воскресения - по одной от каждого из христианских исповеданий, которые совместно владеют святыней. Вы увидите греческую надпись на красном бархатном воздухе под средней из икон: 'Христос Анести!' - 'Христос Воскресе!'.
И еще раз подумаете о том, что находитесь в единственном на земле месте, где всегда Пасха, где во все дни года звучит, не смолкая, на всех языках гимн Воскресению:

Христос Воскресе из мертвых,
Смертию смерть поправ
И сущим во гробех
Живот даровав.

После посещения Кувуклии матушка Алевтина провела нас по галерее. 'Перед лестницей на галерею помещен мраморный киворий над круглой мраморной плитой, отмечающей место, где стояла, по преданию Армянской Церкви, Пресвятая Дева в момент Распятия. Предполагают, что в византийский период часовня Пресвятой Девы (или Трех Марий), уничтоженная при перестройке храма крестоносцами, находилась на месте современного Камня помазания.
На малой галерее, расположенной над 3-м, верхним, ярусом ротонды, находится Армянская церковь, именуемая Второй Голгофой. Она построена в 1439г., после того как армяне лишились права на владение Голгофой. Главной святыней храма является фрагмент колонны, которую армянское предание связывает с Колонной бичевания (Ин.19.1-3).
В западной части, напротив часовни коптов, расположен армянский придел святого Никодима, принадлежавший ранее Сиро-Яковитской Церкви. Небольшой проход в юго-западной стене ведет к гробницам праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Сиро-яковиты ныне имеют лишь право служить в нем по воскресным и праздничным дням.
Кафоликоном (храмом Воскресения Господня) в настоящее время называют 'срединный' объем комплекса. Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена полусфера, обозначающая место, именуемое 'пуп Земли'. Однако, если представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения (Пс73.12) на тысячу лет старше Христианства, то мраморный вазон появился в храме не ранее 1810 г. Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата.
В восточной части галереи кафоликона расположена православная часовня Уз, или темница Христова. Это не археологическая реконструкция, но архитектурно оформленная 'литургическая модель' подлинной Христовой Темницы. Перед входом в нее под престолом находится каменная плита с двумя отверстиями для ног, куда сажали приговоренных, сделанная по аналогии с кандальной скамьей в Претории. Греки обычно называют это помещение часовней святых Жен-мироносиц, а русские богомольцы с недавнего времени - часовней Богородицы Плачущей по находящейся в ней чудотворной иконе Богоматери 'Умиление'. Первоначальное назначение этого помещения неизвестно; предположительно, ко времени Распятия здесь находилась древнееврейская гробница, по другой версии, сюда, в заброшенную пещеру, приходили святые жены-мироносицы.
В галерее находятся еще 3 придела. Первый, православный, посвящен святому Лонгину Сотнику. На его мраморной балюстраде начертан стих: 'Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий' (Мф27.54). Следующий придел принадлежит Армянской Церкви и посвящен Разделению риз (Ин19.23-24); согласно преданию именно на этом месте легионеры разделили Его одежды (на Голгофе существует католический придел того же посвящения).
Близ лестницы, уходящей вниз к церкви Святой Елены, помещается придел Тернового венца. В центре придела, под престолом, под стеклом помещен фрагмент толстой, круглой колонны серого мрамора, именуемой Колонной поругания. По преданию, на этой колонне высотой не более 30см сидел Спаситель в момент увенчания Его терновым венцом (Мф.27.29). По свидетельству русских паломников XIX в., тут же, в стене, 'за стеклом и за решеткой', сохранялась часть тернового венца.
Подземная церковь Святой Елены в настоящее время принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой - у эфиопов. Храм имеет 2 престола: северный алтарь посвящен благоразумному разбойнику; главный, центральный, - святой царице Елене и ее современнику, святому Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда святитель Григорий пришел поклониться Гробу Господню, то был удостоен схождения Святого Огня. Особой нишей и каменным седалищем отмечено то место в храме за престолом, где царица сидела во время раскопок. В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным православным крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо. Пещера Обретения, по словам А.А.Дмитриевского, 'составляет ныне [начало ХХ в.] почти безраздельную собственность католиков, но еще в 1835г. здесь стоял греческий престол'.(3)
Во всех православных пределах Владыка совершал краткие молебны. Мы ему подпевали, кто как мог.
Выходили их храма все умиротворенные, задумчивые, переживая как ветхозаветные, так и современные события вокруг святынь, которые мы наконец-то увидели воочию.
Пройдя опять по Крестному пути в обратном направлении, вышли к старым стенам города, где нас ждал микроавтобус и благополучно доехали до монастыря.

(1) - http://ricolor.org/russia/9/12/
(2) - http://bibliotekar.ru/ogon/4.htm
(3) - http://blagos.ru/newspaper/archives/85/ierusalim.htm

Продолжение: http://ali2014.sitecity.ru/stext_1809140112.phtml

Паломническая поездка 2010 года:
http://foto.rambler.ru/users/russianalbion2008/albums/229248/
Видео паломнической поездки 2010 года:
http://vision.rambler.ru/users/russianalbion2008/