На главную
 
Паломническая поездка прихожан Сурожской епархии во главе с правящим архиереем епископом Сурожским Елисеем по святым местам Израиля и Палестины.

Часть IV
 
Дань шестой.
Яффа, Подворье РДМ "Св.Прав. Тавифы", Лидда, Храм и гробница вмч. Георгия Победоносца, Всенощное бдение в Троицком соборе Русской Духовной Миссии. Ночная литургия в Храме Гроба Господня.


Встали рано. Сходили на службу. Позавтракали. Получили пайки. Выехали в девять часов утра в город Яффу.. Яффа является одним из древнейших городов мира, считается, что именно здесь Ной построил свой ковчег и отсюда отправился в путь пророк Иона, здесь было явлено видение апостолу Петру и воскрешена праведница Тавифа. Именно отсюда началось и возвращение евреев в Израиль.

Мы побывали в Подворье РДМ "Прав. Тавифы", храме апостола Петра и у гробницы праведной Тавифы.

 
  
 


У ворот подворья нас встретил игумен Пимен. Он принял благословение Владыки и повел нас вглубь подворья, по широким, как Потемкинская лестница в Одессе ступеням, рассказывая историю обители:
- Во времена Спасителя город Яффа был процветающим городом со смешанным населением. Здесь некоторое время жил в доме кожевенника Симона св. апостол Петр. Здесь же апостолу Петру было видение: ':сходящий к нему некоторый сосуд: В нем находились всякие четвероногие земные: И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь' (Деян., 10:11-13) В Яффе также он совершил чудо воскрешения праведницы Тавифы, которая: ':была исполнена добрых дел и творила много милостынь'.

 
  
 


- Вот здесь вы видите святую праведную Тавифу, - продолжал игумен, подводя нас к достаточно высокой мозаичной иконе с изображением св.пр. Тавифы. Мы приложились к иконе и проследовали дальше.
- В 1820 году в Яффе было создано Российское вице-консульство - первое русское дипломатическое представительство в Святой Земле. Через 36 лет возникло Российское общество пароходства и торговли, отправляющее корабли с паломниками из Одессы на Афон и в Яффо по льготным ценам, - продолжал игумен Пимен, - В 1868 году архимандрит Антонин приобрел в окрестностях Яффы участок земли, имевший название 'Дарбатейн Тавифа - (Два переулка Тавифы)' - (фруктовый сад). Это место было известно русским паломникам, которые давно выходили на молитву на большой пустырь, рядом с иудейскими могилами. Участок принадлежал двум владельцам и в приобретении его отцу Антонину помог Яков Халеби - многолетний помощник архимандрита Антонина. Участок был оформлен на имя Якова Халеби 18 августа 1868 года
Но к покупке земель архимандритом Антонином петербургские власти, в лице Азиатского департамента МИДа, а также и Синода, относились неблагожелательно. Приобретения архимандрита Антонина шли вразрез с государственной политикой России того времени - 'сохранения статус-кво над святыми местами'. Абсурд ситуации заключался в том, что в то же время католики и протестанты приобретали для себя всё, что только возможно, не беспокоясь особо тем, выходят ли они из дипломатических границ. Такое отношение столицы, естественно, вызывало справедливое возмущение и удивление о. Антонина. Странная ситуация получалась, все исповедования покупали земли в Палестине, а Россия, стремившаяся к покровительству Православия и к укреплению своих позиций, отрицательно смотрела на это из-за некоторых сомнительных дипломатических опасений.
Как бы там ни было, через некоторое время после покупки, на участке появились хозяйственные постройки, дом, который использовался как паломнический приют, и где любил бывать о. Антонин, выкопан бассейн и колодезь для воды. Также были насажены плодовые (апельсины, лимоны, маслины, гранаты, смоквы) и декоративные (кипарисы, эвкалипты, сосны) деревья. Размер земли, купленный в Яффе, равнялся 33.750 кв.м., цена 2.800 франков. С южной стороны был куплен еще небольшой надел за 180 франков.
Игумен Пимен провел нас по небольшой дорожке вдоль захоронений монахов, не переставая говорить:
- Именно этот участок местное предание связывало с местом упокоения св.прав. Тавифы. Архимандрит Антонин с помощью иерусалимского архитектора Конрада Шика нашел место в саду, где при раскопках была обнаружена гробница праведницы с хорошо сохранившейся мозаикой византийской эпохи V-VI веков. (14)
 
  
 

И игумен подвел нас к Часовне над гробницей прав.Тавифы, обустроенной еще архимандритом Антонином (Капустиным). По ступенькам мы спустились вниз до мозаичного пола и преклонили колени перед местом упокоения св.праведной Тавифы.
 
  
 

Мы подошли к храму и игумен Пимен стал рассказывать о нем . - В 1884 году началась переписка с Петербургом по вопросам постройки на русском участке в Яффо церкви. Отец Антонин заводит дело о постройке церкви и пытается получить фирман от султана. Но дело, как это было обычно при постройке им других храмов на Святой Земле, получает препятствия со стороны турецких властей.
Церковь во имя святого апостола Петра и праведной Тавифы в Яффе была заложена архимандритом Антонином только через 3 года после послания прошения на постройку - 6 октября 1888 года в присутствии великих князей Сергея и Павла Александровичей и великой княгини Елисаветы Федоровны.
Строительству храма помогали итальянские мастера и местные жители, иконы бесплатно написал художник А.З. Ледаков в 1889 году, но из-за недостатка средств строительство затягивалось.
 
  
 

Белый иконостас храма был пожертвован в честь 50-летия ученой деятельности архимандрита Антонина и к 25-летию его служения на Святой Земле от Императорского Православного Палестинского Общества.
Освящена церковь была 16 января 1894 года патриархом Иерусалимским Герасимом в сослужении митрополита Петра Аравийского и архиепископа Иорданского, а также архимандрита Антонина.
Колокольня храма, освященного во имя. Св ап.Петра и прав.Тавифы, является самой высокой точкой Яффы и видна со всех сторон.Очень высокая колокольня церкви видна далеко с моря, а равным образом и с поезда железной дороги
К сожалению, постройка храма на Яффском участке была последним подвигом отца Антонина, заболев, как считают, еще во время освещения храма в Яффо, через два месяца в канун благовещения 24 марта 1894 он отходит ко Господу, и русский колокол на Елеоне возвестил об этой утрате - о кончине собирателя Русской Палестины (13)
Мы вошли в храм, оглядели Центральный придел, посвященный веригам апостола Петра, великолепный иконостас, подаренный Императорским Православным Палестинским Обществом о.Антонину. Владыка совершил краткий молебен и игумен Пимен увлек нас в подсобное помещение, где уже был готов чай с печеньем и конфетами.
Попив чая и поблагодарив хлебосольных хозяев, наш автобус поехал в город Лидду, город колена Вениаминова в равнине Саронской, на юго-востоке от Иоппии, близ Аримафеи, нынешней Рамлы, по дороге из Иерусалима к Иоппии (Яффе). Здесь рано образовалась христианская община: когда апостол Петр исцелил расслабленного Энея, все жившие в Лидда и Сароне уверовали во Христа (Деян. IX, 32-35).
Город Лидда был отечеством великомученика Георгия. Вот мы и ехали осматривать Храм и гробницу великомученика Георгия, который по сказаниям Метафраста, происходил из знатного каппадокийского рода, занимал высокое положение в войске. Когда началось Диоклетианово гонение на христиан, он сложил с себя военный сан и явился исповедником христианства, за что и был обезглавлен, после восьмидневных тяжких мучений, в Никомидии, около 303 г. (14)
 
  
 

Здесь мы посетили храм вмч. Георгия, крипту в которой находится его гробница, а также храмовую святыню - целебоносные мощи и оковы св. вмч. Георгия, в которые он был закован и истязаем.
 
  
 

Нам повезло, так как в этот же день 15 ноября греки праздновали день св.вмч. Георгия и украшали иконостас и икону Георгия Победоносца гирляндами цветов. Служитель храма, довольно полный молодой греческий священник вынес нам храмовую святыню с мощами в серебряном ларце и мы по очереди приложились к нему.
Затем матушка Алевтина повезла нас в древний Эммаус, но пути к которому воскресший Христос встретился с двумя своими учениками, которые не узнали его и рассказали о горе, постигшем народ Израиля со смертью мессии, которого распяли в пятницу. К 30 г. н.э. от еврейского города Эммауса, прежде разрушенного римлянами, осталось лишь небольшое селение, здесь воскресший Христос был узнан этими учениками при преломлении хлеба.
В 3 веке н.э. город восстанавливается римлянами. Здесь присутствует первая христианская община.
В византийскую эпоху Эммаус - Никополь становится важным городом с епископским престолом. Два больших храма построены здесь в 4-5 веках н.э. на том самом месте, где Христос преломил хлеб со Своими учениками. Разрушенный при персидском и арабском вторжениях 7-го века н.э. храм в Эммаусе был в 12 в. Восстановлен крестоносцами. Но этот новый храм просуществовал недолго. Через некоторое время после изгнания крестоносцев история христианского Эммауса прерывается на несколько веков и только в 1878 году возобновляется приток паломников, после того как Вифлеемский монастырь кармелиток приобретает прилежащую к храму территорию.
 
  
 

Археологические раскопки, проведенные в 1880 и 1924 г.г. и продолжающиеся по настоящее время, позволили обнаружить много интересного. Например: руины двух больших византийских церквей с полихромными мозаиками, стены храма эпохи крестоносцев. В этих стенах Владыка совершил краткий молебен. Затем мы погуляли по прилегающей территорией. Осмотрели абсиду с нишей, где хранились мощи святых.
 
  
 

Прошли до вскрытых археологами древних еврейских захоронений. Уходя с этой древней территории, я отломил на память кусочек древней сосны, одиноко стоявшей перед огороженным входом на территорию раскопок.
Не доезжая Горненского монастыря, матушка Алевтина провезла нас к местности, где берет начало источник Пресвятой Девы Марии, находящийся с противоположной стороны холма на котором расположен монастырь. Сначала мы долго поднимались по довольно пологому, но обрывистому склону. Затем подошли к закрытым дверям какой-то обители. На стук матушки калитка открылась и нас пропустили вовнутрь. Опять стали спускаться уже по каменным ступеням, пока не дошли до небольшого фонтана с плавающими золотыми рыбками.
 
  
 

Обойдя фонтан, остановились возле небольшой ниши, из которой бил источник. Возле стояли кружки для пития и заполнения сосудов. Что мы и сделали: кто попил, а кто и наполнил пластиковые бутылки. Сослужив небольшую службу возле источника, мы тронулись в обратный путь.
Время поджимало, нам нужно было успеть на всенощное бдение в Троицкий собор Русской Духовной Миссии. Всенощная состоялась, мы исповедались и причастились. Просветленные уехали в монастырь, отдохнуть и собраться с силами перед ночной литургией в храме Гроба Господня.
В 23.30 подъехал автобус и мы поехали в храм. Перед стенами старого города автобус остановился и мы опять прошли по Крестному пути. Сейчас здесь тихо и темно. Лавочки закрыты, все смотрится по-новому, как-то отрешенно и пустынно. Наконец подходим к воротам, ведущим на площадь перед храмом. Они закрыты. Здесь уже много людей, все стоят и ждут. Освещение отсутствует, только звезды освещают спины и головы стоящих людей. Вдруг где-то возле дверей негромко, как бы про себя, зазвучала молитва. И тот же час сотни голосов подержали её и, набирая силу, молитва возносилась все выше и выше в звездное небо.
Наконец ворота открылись и людской поток растекся по прилегающей к храму площади. Включили свет и яркие снопы света выхватили из темноты белые платки и обнаженные головы паломников, спешащих на литургию в храм Гроба Господня.
Мы прошли Камень помазания и устремились к Кувуклии, надеясь до начала службы приложиться к ложу Гроба Господня. Но у Кувуклии уже скопилось порядочно людей и стоять было бесполезно. В ожидании начала службы я опять прошелся по святым местам, вспоминая страдания Христа и его Воскресение.
 
  
 

Народ прибывал и уже не осталось мест на скамеечках вдоль стен и в закутках храма. В конце концов, мы пристроились почти у самого иконостаса греческого храма напротив Кувуклии со стороны бокового входа от Голгофы. Из алтаря раздавалось пение священников. Наконец Царские врата раскрылись и длинная вереница священнослужителей проследовала к Кувуклии, где проходила основная часть литургии. Наш Владыка и протодиакон Димитрий были среди них. Народ двинулся следом за процессией, закрыв всю перспективу и нам уже ничего видно не было. Но для того чтобы внутренне молиться не надо было ничего наблюдать и мы с закрытыми глазами ловили обрывки молитв на разных языках, произносимых священниками у Кувуклии. Народу поубавилось и я перешел на противоположную сторону к возвышенному месту для настоятеля храма, которое сейчас пустовало. Здесь было тепло (не было сквозняка от прохода) и ковер закрывал холод мраморных плит. Да и сидеть под самым алтарем на проходе было весьма неудобно. Наши женщины тоже переместились на правую сторону от иконостаса.
И сделано это было в самое время, так как неожиданно появился греческий монах, который без всяких церемоний стал расталкивать молящихся, расчищая проход от Кувуклии до иконостаса. Ничего не понимающие люди, в основном женщины, прижимались к стенам, но там тоже стояли паломники и получалось, что когда монах всех отодвигал, народ как бы сжимался, но стоило ему пройти, как все вставали на свои прежние места. Монах возвращался и картина повторялась вновь. Наконец он понял бесполезность своих действий и, произнося по-гречески, как мне показалось, далеко не молитвы, ушел в алтарь.
К концу службы народ стал прибывать для причастия и территория греческого предела храма Гроба Господня вновь заполнилась паломниками. Как было слышно из негромких разговоров, паломники, в основном, были русскоязычными. На нашем прежнем месте у бокового выхода появилась группа монахинь, как мне показалось, из нашего Горненского монастыря.
Опять появился греческий монах и с еще большим остервинением стал распихивать молящихся от центра зала. Наконец от Кувуклии пошла процессия священнослужителей, которые вставали по бокам центральной дорожки, оставляя проход метра три шириной. По нему прошли священники с чашами для причастия и скрылись в алтаре. Через некоторое время священники стали выходить и народ ринулся за ними, чуть ли не сбивая с ног друг друга. Не принимая участия в этой давке, я постоял с полчаса в сторонке, а затем спокойно, без толкотни, подошел к молодому священнику и принял от него причастие.
Часам к четырем утра служба закончилась и, собравшись у выхода из храма, мы двинулись к своему автобусу. Таким образом, Крестным путем мы прошли четыре раза, каждый раз обнаруживая все новые и новые подробности на этом скорбном пути.
За стенами старого города стоял автобус, который нас, усталых и притихших, отвез в монастырь.

(14) - http://www.014.brocgaus.ru/text/007.htm


День седьмой.
Горненский монастырь

В воскресенье нам дали возможность поспать подольше из-за позднего возвращения с ночной литургии в храме Гроба Господня.
 
  
 

Но в восемь часов, большинство из наших паломников уже присутствовали на службе в монастырском храме. В десять часов мы позавтракали и матушка Алевтина провела нам экскурсию по территории Горненского монастыря.
 
  
 

Начала она с 'Аллеи славы', как говорят в монастыре. Здесь поставлены бюсты трех выдающихся церковных деятелей, чьими усилиями закреплялась Россия в Палестине - П.П. Мельников, В.Н. Хитрово, архимандрит Антонин (Капустин). (???)
В 1871 г. начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин), сильно скорбевший о том, что в таком святом месте нет участка земли для православных молитвенников, купил у одного француза два дома и обширную плантацию оливковых деревьев. Деньги на покупку этого первого, а затем и других прилегающих участков были пожертвованы благочестивыми паломниками Святой Земли.
На этой территории стали селиться русские инокини и мирянки, искавшие благочестивой жизни. Местность стала застраиваться отдельными домиками с небольшими земельными 'наделами' для разведения огородов. Земля здесь каменистая, и немалых трудов стоило первым сестрам образовавшейся общины ее оживить. Каждая поселенка была обязана посадить кипарис, миндаль и еще несколько деревьев, и каждое вырастить. Воду, собранную в сезон дождей, использовали в течение целого года. Нередко приходилось ходить за водой для поливки узкой тропой под гору, к источнику Девы Марии. Во главе сестринской общины вначале была инокиня Павла, известная благочестивой жизнью и строгим подвижничеством. Под ее мудрым, чисто материнским руководством община росла; трудами русских отшельниц, нашедших себе здесь новую родину, горный склон расцветал садами. Появилась потребность в своем храме.
И вот в 1883 г. на вновь собранные пожертвования архимандритом Антонином была воздвигнута церковь Казанской иконы Божией Матери, которая и сейчас приветливо принимает молящихся. Казанская икона Божией Матери является одной из главных святынь обители. Поэтому сестры, свято веруя в ее охранительную силу, неукоснительно изо дня в день совершают следующий обряд. Игумения обители выносит из храма Казанскую икону Богородицы, передает ее одной из сестер и благословляет ее на обход всей территории вдоль стен монастыря. Затем икона возвращается на свое место в храме. Усердием архимандрита Антонина к 1889 г. образовался обширный приют для русских православных паломников. При этом католический монастырь 'Целование', построенный здесь еще в XVII в., оказался, как подковой, охвачен территорией русской земли. Православные фактически разделили с католиками место дома святых праведных Захарии и Елисаветы. В 1898 г. первоначальная община получила статус ставропигиального монастыря, названного по месту расположения 'Горненским'. Монастырь был своекоштным: сестры своим рукоделием зарабатывали себе на жизнь и, как могли, помогали обители. Терпели лишения и трудности - и все это ради того, чтобы на святых местах Палестины возносилась молитва за Землю Русскую. Монашеская жизнь в Горнем не прерывалась ни на один год. Даже в тяжелейшее время Первой мировой войны, когда из Иерусалима в Александрию были высланы сотрудники Русской Духовной Миссии, а настоятельницы русских монастырей были объявлены турецкими властями нежелательными лицами, в обители оставались насельницы. После революции монастырь, как и все русские участки в Палестине, находился в ведении Русской Зарубежной Церкви, а в 1948 г. вновь вернулся под юрисдикцию Московского Патриархата. В августе 1955 г. из СССР в Горненскую обитель прибыла первая, а в июне 1956 г. вторая группа монахинь для пополнения ее состава. Прибывшие быстро освоились, сжились с сестрами, подвизавшимися в обители по 30 и более лет, и стали нести все монастырские послушания. И по сию пору трудами горненских монахинь поддерживаются в благолепном виде храмы и сады на всех участках Русской Православной Церкви во Святой Земле.

 
  
 


Монастырская колокольня - самое высокое строение обители. А во времена первых насельников обители паломники поднимались на высокую каменную башню в верхней части горы, откуда открывался восхитительный вид на долину. Башня была видна издалека, как путеводный маяк указывая благочестивому паломнику путь в 'Горняя'. Увы, вся верхняя часть горы, что над современной дорогой, теперь является территорией Израиля. Осталась за границей и наша башня. На территории монастыря женской сионистской организацией 'Хадасса' построен огромный больничный корпус и общежития для студентов-медиков. В этой больницей лежит в состоянии клинической смерти Ариэль Шарон.
До 1910 г. в Горнем существовал лишь один храм Казанской иконы Божией Матери. В 1910 г. при архимандрите Леониде (Сенцове) приступили к постройке большого собора Живоначальной Троицы, однако Первая мировая война воспрепятствовала благому начинанию, и собор остался недостроенным.
Совсем недавно, в 1987 г., в Горнем появился новый пещерный храм Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Храм вплотную примыкает к территории католического монастыря 'Целование' и находится на месте дома свв. прав. Захарии и Елисаветы. Широкая лестница из бело-розового местного камня ведет к площадке у входа в храм. В каменных нишах - иконы, изображающие сцены из жизни Иоанна Предтечи. Перед входом - небольшая кипарисовая аллея. Однако службы в храме редки, престарелым матушкам трудно до него добираться. Каждодневные службы совершаются в храме Казанской иконы Божией Матери.
В настоящее время в Горненской обители живут и несут послушание около 60 сестер при неусыпном попечении матушки игумений Георгии (Щукиной). Истинное молитвенное сокровище монастыря составляют монахини и схимницы, прожившие в Горнем по 30 и более лет. Не пропуская ни одной службы, неся сугубый подвиг поста и молитвы, они поддерживают благодатный дух обители, ощущаемый всяким входящим. Они же несут послушания в алтаре и ризнице. Однако основная тяжесть трудов монастырских лежит на молодежи. Церковь, клирос, кухня, трапезная, гостиницы, уборка обширной территории, ремонты, мастерские (швейная, иконописная, реставрационная) - это только самый общий перечень послушаний, знакомых по обителям России. Но в Горнем есть и особые послушания. Главное из них -клиросное служение у Гроба Господня. В последние годы насельницы Горнего монастыря, главным образом молодые инокини, все чаще исполняют послушание по сопровождению паломников, прибывших из России. Кто же лучше них, живущих уже по нескольку лет в Святом Граде и молящихся у Живоносного Гроба Господня, может поведать богомольцам о православных святынях, придав паломническому путешествию благодатный молитвенный настрой. И монахини с большим усердием и любовью выполняют это непростое послушание, делясь с приезжающими русскими людьми не только знаниями, но и духовной радостью от соприкосновения со Святой Землей.
А сбор маслин! В зависимости от погодных условий года и урожая, маслины собирают от двух дней до двух месяцев. Потом часть отвозят на маслобойню, а часть солят. Есть настоящие мастерицы, и горненские маслины всегда отличаются особым вкусом.
Один или два раза в год сестры занимаются изготовлением свечей. Фитили для них готовятся заранее, в течение всего года. И вот, под тихое пение молитв ниточки-заготовки, погружаемые в горячий воск, превращаются в свечи. В такие дни работа обычно продолжается до вечера, но монастырские сутки этим еще не кончаются. Впереди ночь и литургия у Святого Гроба Господня.
На ночную литургию у Святого Гроба можно попасть не каждый день. Обычно в будни вход на территорию Святогробского храма закрывается в 8 вечера, и служба совершается за закрытыми дверями. Но, если служит епископ, храм открыт, и есть возможность подать на проскомидию записочки с именами родных, друзей, священников, епископов и самого Патриарха. Сестры стараются хоть вскладчину, отказывая себе в самом необходимом, заказывать литургии у Святого Гроба, чтобы оправдано было их нахождение на Святой Земле.
Какими бы непосильными ни казались труды монастырские, какие бы ни посещали тяжкие искушения, все обновляется и преображается у Святого Гроба. Благодать этого места описать невозможно, и надо только благодарить Бога за то, что в далекой Палестине, в Святом Граде Иерусалиме, теплится лампада за Землю Русскую, за каждого из нас.(1)
Матушка Антонина провела нас по монастырю.
 
  
 

Сводила в отстроенный Собор во имя Всех Святых на земле Российской просиявших, который простоял недостроенным почти 100 лет. Приятно было услышать, что на единственном в России заводе по изготовлению фарфоровых и фаянсовых иконостасов, предприятии ЗАО "Сысертский фарфор"(Екатеринбургская епархия), в ближайшее время начнется работа над иконостасом для собора. Предполагается, что это будет совершенно уникальное сооружение, общей площадью 50 квадратных метров, с четырьмя ярусами икон. (15)
 
  
 

Показала небольшое монастырское кладбище, где покоятся почившие монахини, в том числе и те две, которые были убиты арабом, пришедшем на свидание и спутавшим кельи. Этого араба израильское правосудие осудило на выселение из Израиля, но никто из официальных лиц Русской Православной миссии на суд не был приглашен. Обратили внимание на вскрытую могилу. Матушка объяснила, что это подготовленная могила для очередной монахини, которая почит, так как отрывать могилу в твердом грунте тяжело и может потребовать длительного времени. Поэтому могила подготавливается заранее.
Вообще отмечается не очень благосклонное отношение израильского правительства к Русскому православию на Палестинской земле. Об этом говорит до сего времени занятое помещение части Русской Православной
 
  
 

Миссии в Иерусалиме. Отторжение частных и общественных территорий, не относящихся к государству. Посещая Горненский монастырь, мы все время останавливались перед шлагбаумом, преграждающим путь, так как территория вокруг монастыря, принадлежавшая ранее монастырю, отторгнута государством, и здесь расположился монастырь женской сионистской организацией 'Хадасса', о которой говорилось выше. Об этом свидетельствует и крупный денежный штраф, наложенный налоговым ведомством государства на Подворье РДМ в Хевроне, якобы за неиспользование занимаемых площадей по назначению. Правда есть и положительные шаги в наших отношениях, выразившиеся в отмене виз (исключая правда священнослужителей) и передаче Российскому государству помещений Сергиевского подворья, принадлежавшего Императорскому Православному Палестинскому Обществу.
На территории монастыря довольно много полуразрушенных построек. Некоторые из них благоустраиваются, другие стоят развалюхами. Даже несколько заколоченных пещер я обнаружил, свернув с асфальтированных дорожек. К сожалению пещеру, в которой жила первая старшая сестра общины монахиня Рахиль, я так и не нашел. Не смогли попасть мы и в подземный храм монастыря из-за каких-то технических там неполадок.
Пообедав и сходив на службу, стали собираться в дорогу. В четыре часа подъехал автобус и мы, в сопровождении матушки Алевтины, отправились в аэропорт. Трогательная процедура расставания прошла быстро. Последний снимок, на память, и вот мы уже прошли регистрацию, сдали багаж и в ожидании вылета расположились в зале отлетов.
Как нарочно, в момент нашего прихода, вылетел последний самолет на Европу и больше вылетов не предвиделось, так как сотрудники аэропорта объявили забастовку. Опять, как и во время прилета, нам преложили не беспокоиться, удобно расположиться в креслах и ждать. Сколько ждать и чего нам не объяснили.
В общей сложности вылет задержали на четыре часа, что, в общем-то, не испортило нам настроения, а в наших сердцах звучала чудная мелодия, пропетая монахинями монастыря в час расставания:


Путник:
Сердцу милый, вожделенный.
Иерусалим, святейший град,
Ты прощай, мой незабвенный,
Мой поклон тебе у врат.
О тебе, моей святыне,
Глас с мольбою возношу:
И всевышней благостыни
От небес тебе прошу.
Я с отрадой и слезами
Отплываю по морям:
Ты же будешь за горами,
Светлый трон Царя царям,
Правдой землю ты наполнил,
Возвестил Христов закон:
Нам же живо ты напомнил,
Что страдал в тебе Сам Он.
Этим сердцу ты дороже,
Выше всех мирских красот.
Как я счастлив, дивный Боже,
Видеть верх твоих щедрот.
Так прощай, я отплываю,
Град - сокровище веков;
Вас с Сионом величаю,
Чту превыше облаков.
Выше славы до чертога,
Град известен в небесах;
Даже имя носишь Бога,
Граде, весь ты в чудесах!

Ответ Иерусалима:
Прощай и ты, любимец мой,
Благополучный тебе путь:
Когда приедешь ты домой,
Меня и там ты не забудь.

Путник:
Забуду ль я тебя, денница,
Иерусалиме, славный град?
Забвенна будь моя десница,
Коли не вспомнишься стократ.




(15) - http://orthodox.etel.ru/2008/21/26/26farfor.htm


Паломническая поездка 2010 года:
http://foto.rambler.ru/users/russianalbion2008/albums/229248/
Видео паломнической поездки 2010 года:
http://vision.rambler.ru/users/russianalbion2008/