На главную
 
Паломническая поездка прихожан Сурожской епархии во главе с правящим архиереем епископом Сурожским Елисеем по святым местам Израиля и Палестины.

Часть II
 
День второй.
Гефсимания, гробница Божией Матери, Гефсиманский сад, Русский Гефсиманский монастырь св. Марии Магдалины (РПЦЗ), Елеонская гора, место Вознесения Господня, русский Елеонский монастырь (РПЦЗ), Сион: Горница Тайной Вечерни, Крестный монастырь.

Во вторник 11 ноября большинство из нас встало пораньше, чтобы успеть на утреннюю службу, которая начиналась в 6.30. Когда я около 7 часов вошел в храм, там уже было человек 10 наших паломников. К 8 часам служба закончилась и мы направились в трапезную на завтрак. Позавтракав и получив сухие пайки (бутерброд с рыбной котлетой, помидор, огурец, яблоко или груша, апельсин или мандарин, вафельная упаковка или батончик сникерса, 330 гр. бутылочка с водой), заняли места в автобусе и поехали в Гефсиманию

 
  
 


Ехать далеко не пришлось. Почти как вчера, чуть подальше и повыше. Когда вышли из автобуса, то старый город с крепостными стенами был как на ладони. Бросались в глаза заложенные Львиные ворота через который Иисус въехал в Иерусалим накануне своей трагической смерти.
Настоящее название Елеонской или Масличной горы, на которую мы приехали, Донебел-Эль-Тур, и на ней стоит небольшое селение Тур, с церковью Вознесения. 'С горы Елеонской, возвышающейся над Иерусалимом почти на 70 метров, открывается прекрасный, величественный вид на город. При подошве горы протекает Кедронский поток, на запад от него мусульманское кладбище, а на восток - иудейские гробницы. Почти напротив врат св. Стефана находится церковь в честь Успения Божией Матери с ее гробницей, а несколько далее к востоку лежит Гефсимания. Тропинка, извивающаяся по горе по направлению к югу, приводит к гробницам пророков, затем обращается по направлению к северу к селению Тур и церкви Вознесения. Через Елеонскую гору доселе еще лежит дорога в Вифанию. Сколько священных, торжественных воспоминаний из земной жизни Господа соединено с этой горой для каждого христианина! Ни одно наименование в Священном Писании не возбуждает столько трогательных и умилительных чувств, как гора Елеонская. Эта гора так тесно связана с частной земной жизнью Спасителя, что мы не можем ни читать о ней, ни смотреть на нее без чувств самого глубокого благоговения и любви. На эту гору Господь часто ходил со Своими учениками в ночное время (Ин.VIII,1, XVIII,2) для молитвы и телесного успокоения; здесь, в виду Иерусалима, Он скорбел о несчастной, грядущей судьбе Его; беседовал с учениками о чудесных будущих событиях, о конце видимого мира, разрушении св. града, о страданиях, гонениях и, наконец, о полном торжестве и победе Своих последователей (Mф. XXIV). Здесь изрек Он две чудные свои притчи: о десяти девах и о пяти талантах (Mф. XXV). Сюда, в сад Гефсиманский, пошел Он с учениками Своими после Тайной вечери и молился здесь об удалении от Себя чаши страданий: Отче Мой! Если возможно да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Mф. XXVI,39). И когда смерть и ад крестной смертью были побеждены, Он вывел их (т. е. учеников) из города до Вифании и благословил их, вознесся на небо с горы Елеонской (Лк. XXIV, 50, 51, Деян. I, 12). В недавнее время (в 1885 или 1886 г.) Православное палестинское общество, состоящее под председательством Е. И. В. Великого Князя Сергея Александровича, воздвигло на крутом склоне горы Елеонской русский православный храм в честь св. равноап. Марии Магдалины и в поминовение покойной государыни императрицы Марии Александровны. Храм этот очень красивой наружности и архитектуры'. (4)

 
  
 


Поднявшись по довольно широкой каменной лестнице, подошли к воротам, перекрывающим путь к этому храму. Двери перед нами открылись и мы прошли в Русский Гефсиманский монастырь св. Марии Магдалины (РПЦЗ, настоятельница обители игуменья Елисавета). В храме св. Марии Магдалины, построенном в 80-е гг. XIX в. царской семьей в честь императрицы Марии Александровны, покоятся мощи Великой княгини Елизаветы Федоровны и ее келейницы инокини Варвары. Матушка Алевтина рассказала нам, с какими трудностями эти мощи доставлялись в 1918 году. После освобождения Алапаевска белыми войсками, они были извлечены из шахты и через всю Сибирь перевезены отступающими колчаковцами последовательно в Хабаровск, Пекин, Шанхай, а оттуда - морем, через Суэцкий канал - в Иерусалим и нашли упокоение под сводами храма св. Марии Магдалины. Игумен Серафим, который привез в 1920 году мощи княгини-мученицы, похоронен невдалеке, в Малой Галилее, на вершине Масличной горы в феврале 1959 года.
Владыка совершил в храме молебен и помазал нас всех св. елеем.

 
  
 


Выйдя их монастыря, мы сфотографировались на его фоне, а затем на фоне старых городских стен. Спустившись, прошли в Гефсиманский сад, а оттуда в Церковь Страстей Иисусовых (На месте предсмертной молитвы Иисуса в годы правления императора Феодосия Великого (378 - 395 г.г.) была возведена христианская базилика, развалины которой можно видеть и сегодня внутри современной католической церкви Всех Наций или Церкви Страстей Иисусовых).
Пройдя вдоль ограды Гефсиманского сада по ступенькам спустились на небольшую площадку перед входом в Гробницу Божией Матери.

 
  
 


'При входе в храм по бокам железных дверей стоят четыре мраморных колонны. Чтобы войти в храм, надо спуститься по лестнице из 48 ступеней. На 23-й ступени на правой стороне находится придел в честь святых Богоотцев Иоакима и Анны с их гробницей, а напротив, на левой стороне - часовня праведного Иосифа Обручника с его гробницей. Правый придел принадлежит Православной Церкви, а левый - Армяно-Григорианской (с 1814 года).
Храм Успения Матери Божией имеет следующие размеры: в длину 43 метра, в ширину 5.6 м. Ранее в храме кроме дверей были и окна. Весь храм украшен множеством лампад и приношений. В усыпальницу Матери Божией ведут два маленьких входа: входят западными дверьми, а выходят северными. Усыпальница Пречистой покрыта драгоценными занавесами. Погребальное ложе Матери Божией высечено из камня по образу древнееврейских гробниц и очень сходно с Гробом Господним. За усыпальницей находится алтарь храма, в котором ежедневно совершается Божественная литургия на греческом языке'. (4)
Наш епископ также сослужил краткий молебен у алтаря храма.

 
  
 


Далее наш путь лежал к месту вознесения Христа. Вознесение свершилось в сороковой день после Воскресения Христа. В продолжении времени от Воскресения Своего до Вознесения на Небо Господь не находился уже по-прежнему постоянно со Своими учениками, а только время от времени являлся им. Во время этих явлений Он уверял учеников в Своем Воскресении, для чего неоднократно вкушал с ними пищу, а потом преподавал им наставления о предстоящем устройстве на земле Церкви Своей, которая должна была образоваться из уверовавших в Него. Ныне на том самом месте, где Христос вознесся на Небо, стоит небольшая часовня Вознесения Господня. Внутри нее, в каменном полу обозначен кусок скалы, на котором отпечаталась стопа Господа.
Теперь мы двинулись к Елеонскому женскому монастырю, который в 2006 году праздновал 100 летний юбилей.
'Приобретением участка на Елеонской горе Россия обязана архимандриту Антонину (Капустину) - выдающемуся церковному деятелю и начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Отец Антонин приобрел сразу несколько участков земли на склоне Елеонской горы. Участок, послуживший в будущем для основания Обители был приобретен в 1870 году на самой вершине Елеонской горы недалеко от часовни Вознесения Господня. Такая близость к глубоко чтимой евангельской святыне определила решение архимандрита Антонина.

Елеонская гора, представляющая особый интерес для любого историка и церковного археолога, всегда находилась в сфере внимания отца Антонина. Во времена святой равноапостольной царицы Елены, императрицы Евдокии и императора Юстиниана на Елеоне было построено множество богатых базилик и монастырей, как греческих, так и армянских. Интересен был обычай того времени строить церкви на Елеоне без куполов, символизирующих разверстое небо перед Вознесением Спасителя.

Чтобы украсить место, лишенное всякой растительности, а также укрепиться на купленном участке отцу Антонину пришла мысль насадить на нем деревья. Это также было определено некоторым своеобразием турецких законов о недвижимости. Два разных лица могли быть владельцами одного и того же участка, где земля принадлежит одному, а деревья другому. Но если бы первому вздумалось продать свою землю, то предпочтительное право приобретения ее принадлежало владельцу деревьев. Именно при посадке деревьев архимандрит Антонин натолкнулся на мозаики и нашел гробницы, но до получения разрешения-ходжета на раскопки он не решился их продолжать, и они были присыпаны землей. В конце мая 1871 года, когда необходимые ходжеты были выданы, отец Антонин смог беспрепятственно заниматься своими археологическими работами.
В результате раскопок проведенных отцом Антонином были обнаружены мозаичные украшения церквей и погребальных пещер с важными в эпиграфическом отношении надписями.

 
  
 


Также интересными являются великолепные мозаичные украшения пола в часовне и в так называемом "архимандричьем доме", в котором после войны временно помещен археологический музей Миссии, завещанный ей его основателем о. Антонином. Эти мозаики представляют собой поистине классические украшения своего времени и гораздо богаче, красивее и совершеннее чем, например, прославленные Биттирские мозаики в археологии Палестины. Часть из них - находящиеся в часовне - наукой отнесенные к IX веку, кроме мозаичных изображений рыб, птиц и различных орнаментов содержит и памятную надпись о некоем Иакове, армянском епископе Метцпинском. Памятные надписи находятся и в мозаиках погребальных пещер у Музея, а также и в наиболее совершенной, богатой и отлично сохранившейся мозаике, покрывающей часть пола нижнего этажа "архимандричьего дома", которую известный археолог Винсент относит к той же эпохе, что и мозаики в часовне; но в последнее время ученые исследователи все больше склонны видеть в ней более древние (может быть, и до шестого века) византийские следы. Кроме того, в зале игуменского корпуса была найдена большая мозаика с греческой памятной надписью, относимой учеными тоже к VI веку. Эти находки свидетельствовали о нахождении в этих местах византийских и армянских церквей, а также большого некрополя.
Отец Антонин планировал создать здесь мужской монастырь и первым делом после посадки деревьев решил построить здесь подобающий этому святому месту храм. Женская Елеонская община возникла несколько позже при архимандрите Леониде (Сенцове) в 1906 году указом Святейшего Синода Русской Православной Церкви как и Горненская, до 1924 года скромно называлась "общиной со старшей сестрой во главе".
В 1873 году архимандрит Антонин решает приостановить все археологические работы и посвятить все силы постройке церкви. Уже в декабре 1973 года работы начинаются и по счастливой случайности фундамент пришлось рыть неглубокий, так как на том месте оказалась природная плоская скала. К началу русско-турецкой войны 1877-1878 годов церковь был доведена до окон, а архимандрит Антонин вынужден был оставить Палестину как и все члены Русской Духовной Миссии. По возвращению на Святую Землю отец Антонин продолжает строительство, преодолевая трудности в получении различных разрешений, фирманов, обходе турецких законов, в задабривании турецких чиновников. Один из видных чиновников Серая Салим-эффенди слыл большим любителем чаепития и благоволили к отцу Антонину. Отец Антонин, угождая чиновнику часто посылал ему подарки 'чай-москоби'. Приходилось пускать в ход не только прирожденное удивительное обаяние, но и дипломатические качества.
 
  
 

Некоторые записи, оставленные в неопубликованных дневниках архимандрита Антонина дают основание предположить, что он сам рисует чертеж Елеонской и Горненской колоколен и внутреннего убранства храма, в частности иконостаса для Елеонской церкви'. (5)

 
  
 


Совершив молебен в Часовне обретения честной главы св. прав. Иоанна Предтечи, мы направились дальше по узким улочкам старого города. Дошли до бронзового памятника царю Давиду, полученного израильскими властями в дар от российского благотворительного фонда Святителя Николая чудотворца. Статуя установлена неподалеку от предполагаемой гробницы царя ("Кевер Давид"), под стенами церкви Успения Богородицы.
При установке памятника возникли организационные вопросы, которые пытались разрешить раввины Иерусалима. 'Вопрос о том, запрещен или разрешен данный памятник, согласно канонам иудаизма, был задал раввину горы Сион Мордехаю Гольдштейну. "Проблема заключается в форме уха этого памятника, - заявил раввин. - Если уха нет, или наличествует дефект, при котором ухо наполовину усечено - эта конструкция имеет право на существование. Так постановил (при обсуждении статуи Царя Давида - Прим. ред.) крупнейший духовный авторитет раввин Йосеф Шалом Эльяшив. Потому что не существует скульптуры человека без ушей. Но если, глядя на статую Давида, у нас создается впечатление, что ухо цело и невредимо, и лишь скрыто за волосами - тогда это непозволительно. Вопрос в том: есть ухо или нет его?"
По словам раввина Гольдштейна, предполагалось, что лицо царя будет выполнено в более абстрактной манере, но в первоначальный проект были внесены изменения. Тем не менее, раввина беспокоит не столько внешний вид памятника, сколько внутренний облик евреев, которые отказываются, в отличие от российских филантропов, от участия в строительных и реставрационных проектах на территории Иерусалима. "Ни одно сооружение в Иерусалиме, какое бы оно ни было, не может быть возведено за счет денег "гоев" (неевреев). Даже, если нееврей желает совершить акт благотворительности - мы, по религиозным канонам, не можем принять подобный дар, об этом еще Рамбам писал. Евреи должны отстраивать Иерусалим за собственный счет. Но именно ортодоксальные евреи не желают давать деньги - вот что мне больнее всего во всей этой истории. Я сам обращался к некоторым из них - речь идет не о миллионерах, а о миллиардерах - и они отвечали отказом. Это позор"' (6).
На следующий же день после установки памятник был осквернен фанатиками, так как все уши у него были на месте. И мы увидели его с исцарапанным лицом и без носа.
Недалеко от памятника царю Давиду мы вошли в церковь Успения Пресвятой Богородицы. Совершили в ней краткий молебен, полюбовались искусно выполненным ложем Богородицы, из красного дерева и белого мрамора, а так же золоченым покрытием алтаря и пределов.
 
  
 

Затем мы посетили Коэнакулум на Сионской горе. 'Помещение, называемое Коэнакулум или Сенаклъ, это небольшая двухэтажная часовня, сооруженная внутри более крупного комплекса строений на горе Сион, где, по преданию, состоялась Тайная вечеря.
 
  
 

Здесь же Дух Святой почил на учениках Христа, как об этом сообщается в Деяниях (2:2-3). Верхний этаж часовни был выстроен францисканцами в 14-м веке. По христианской традиции, черта города времен Иисуса включала в себя Сионскую гору (название, каким-то образом перешедшее с Храмовой горы на этот холм, расположенный в юго-западном углу города, возможно, из-за неправильного прочтения в 4-м веке 12-го стиха 3-й главы пророка Михея, перечисляющего такие названия как Сион, Иерусалим и "гора Дома сего").

 
  
 


Помещение нижнего этажа заключает в себе кенотаф, который с 12-го века начали считать гробницей царя Давида, хотя Библия указывает, что царь Давид был погребен в граде Давида (Царства III 2:10). Под нынешним полом найдены фундаменты периода крестоносцев, византийской эпохи и даже римской. Полукупол за кенотафом направлен в сторону Храма, что дает основания предполагать, что эта часть строения являлась синагогой, возможно, той самой, которую упоминает в 333 году Пилигрим из Бордо.
На этом месте стояла церковь Святого Сиона, указанная на мозаичной карте Мадабы 6-го века и разрушенная персами в 614 году. На ее фундаменте крестоносцы выстроили в 12-м веке монастырь с церковью Св. Марии, но и они оказались разрушенными в 1219 году (вероятно, по приказу султана ал-Муазама, решившего снести часть прежних городских стен и воздвигнуть новые укрепления).
Современная часовня Коэнакулум выстроена францисканцами после их возвращения в город в 1335 году. Ребристые своды потолка типичны для конструкций лузианской или киприотской готики. Михраб (лепная молитвенная пиша) был достроен мусульманами в 1523 году, после того, как францисканцев по приказу турецкого султана изгнали из города и Верхняя палата превратилась в мечеть.' (7)
Выйдя из Коэнакулума, матушка Алевтина посадила нас на автобус и отвезла за пределы Иерусалима в греческий Крестный монастырь в Крестной долине, больше похожий на крепость, чем на культовое здание. Сейчас в монастыре практически никто не живет, кроме 2-3 послушников. А ранее он был весьма населен, о чем свидетельствовали огромная печь для выпечки хлебов и довольно просторная трапезная с мраморными столами, в которой одновременно могло вместиться не мене 100 человек.

 
  
 


Осмотрев монастырь, уже в сумерках, мы покинули средневековые стены монастыря-крепости, в свое время защищавшего подходы к Иерусалиму.


(4) - http://palomnic.org/xm/hram/gefs/
(5) - http://ricolor.org/russia/7/10/
(6) - http://www.newsru.co.il/israel/07oct2008/king_david_200.html
(7) - http://posolstvo.narod.ru/religion/jerusalem-k.html




День третий.
Иудейская пустыня, Иерихон, Сорока дневная гора (гора Искушения), Подворье РДМ "Иоанна Предтечи" в Иерихоне Вифания: Гробница преподобного Лазаря Четырехдневного, Монастырь св. Харитона

12 ноября мы встали пораньше. В 7 часов утра позавтракали, а в 7.30 уже отъехали из монастыря. Нам предстояла поездка в Палестину, где действуют арабские законы. Проехав все блок-посты, углубились в Иудейскую пустыню. Въехали в Иерихон.
Иерихон, расположен в 10 километрах от Мертвого моря и является самым низко расположенным городом в мире (250-260 м ниже уровня моря). По свидетельству археологов поселение на месте библейского Иерихона появилось около 10 тыс. лет назад (мезолит), и таким образом Иерихон является древнейшим среди открытых до сих пор центров возникновения цивилизации. Город процветал, но в 13 в. до н.э. взят израильтянами (стены города рухнули от звука труб и крика завоевателей. Отсюда выражение 'иерихонская труба') и был проклят ими. С тех пор город не обносился оборонительными стенами, а потом и вовсе поселения стали строить то к западу от древнего города (Вавилон, Рим), то к востоку (Византия), где находится и сейчас.
'В 724 г. халиф Хишам начал близ Иерихона строительство огромного (площадь около 2 га) зимнего дворца с великолепной лепкой и мозаичными полами. Строительство было нарушено землетрясением и не возобновлялось. В 1099 г. Иерихон был захвачен крестоносцами; в 1187 г. Саладин без боя взял город. С этого времени вплоть до 19 в. Иерихон оставался в запустении.
В начале 19 в. на развалинах города крестоносцев вновь возникает небольшое поселение. В этом плодородном оазисе оседает несколько бедуинских кланов и, несколько позже, в конце 19 в., нубийские арабы - мусульмане, выходцы из Судана. В начале 20 в. город стал разрастаться и насчитывал около 3 тыс. жителей. В то же время в Иерихоне поселилась небольшая группа евреев, которые, однако, были вынуждены покинуть его во время арабских беспорядков в 1936 г. После Войны за Независимость (1948) население Иерихона, вошедшего в состав Иордании, пополнилось беженцами, лагеря которых разместились в самом городе и его окрестностях.
Накануне Шестидневной войны население Иерихона, по оценке иорданских властей, составляло около 80 тыс. человек. Взятие израильской армией 7 июня 1967 г. Иерихона и находящихся неподалеку от него мостов через Иордан завершило бои Шестидневной войны на иорданском фронте. При приближении израильских войск большинство проживавших в Иерихоне беженцев ушло в Иорданию. С 1967 г. по 1993 г. город находился под израильским контролем; в этот период проводились интенсивные археологические раскопки и реставрация исторических объектов, в том числе синагоги 'Шалом ал-Исраэль', которая стала действующей.
С 1993 г. Иерихон, согласно Норвежским соглашениям, был выделен в состав Палестинской автономии. В Иерихоне властями автономии при финансовом участии израильских спонсоров были открыты гостиница для иностранных туристов и казино. При этом арабам - жителям автономии, согласно указу палестинских властей, категорически запрещалось участвовать в играх; весь персонал казино состоял из граждан европейских стран.
С начала 'интифады ал-Акса' была осквернена и разрушена древняя синагога 'Шалом ал-Исраэль', обстреливались прилегающие к Иерихону дороги и расположенное в 2 км от города еврейское поселение Веред-Иерихо. При этом здание казино использовалось террористами в качестве огневой точки. В связи с этими событиями Израиль предпринял ряд ответных мер: Иерихон был подвергнут блокаде, израильские армейские подразделения и силы безопасности провели ряд операций по ликвидации инфраструктуры террора в городе (при этом въезд в Иерихон, как и в другие города автономии, израильским гражданам в целях безопасности был запрещен). В результате, к 2002 г. в Иерихоне и прилегающих районах наступило некоторое затишье. Власти автономии обязались обеспечить спокойствие в иерихонском анклаве; была даже отремонтирована разрушенная синагога. В местной тюрьме по соглашению с Израилем содержатся террористы - убийцы Р. Зееви. При этом город по-прежнему окружен израильскими армейскими блокпостами, казино, пострадавшее в ходе военных действий, не функционирует, иностранные туристы и израильтяне в Иерихоне практически не появляются. Археологические раскопки не проводятся с момента передачи этого района под контроль Палестинской автономии.
Согласно оценке, в 2003 г. в Иерихоне жили около 20 тыс. человек, подавляющее большинство - мусульмане. Основные источники дохода населения - сельское хозяйство (субтропические и тропические культуры) и обслуживание туристов (до октября 2000 г.). Исторические памятники: городище древнего Иерихона, источник Элиши, комплекс дворцов хасмонейской и иродианской эпох (к юго-западу от города), греческая церковь святого Закхея (в центре современного Иерихона, с древней сикоморой во дворе, является святым местом христианства), дворец халифа Хишама (в северо-восточной части города), синагога 'Шалом ал-Исраэль'. (8)

 
  
 


Первый объект, который нам показали это древняя сикомора. Огороженная с четырех сторон узорной решеткой, сикомора, на которой когда-то сидел Закхей, одиноко стояла под лучами палящего солнца и создавала приятную тень. 'И вот Христос проходит мимо. Он окружен толпой. Закхей не может Его увидеть, так как мал ростом. Но жажда, совершенно безкорыстная, предельно самоотверженная жажда Закхея, хоть издалека увидеть Христа, так безгранична, так непреодолима, что он - человек богатый, облеченный положением, чиновник Римской империи, среди враждебной, ненавидящей и презирающей его толпы, ни на что не обращая внимания, поглощенный только горячим желанием видеть Христа, нарушает для того все условности, все внешние приличия, и залезает на дерево, на смоковницу - сикомору, растущую при пути.
И глаза тяжкого грешника - начальника изменников и предателей, встретились с глазами Святого Израилева - Христа-Мессии - Сына Божия.
Любовь видит то, что недоступно равнодушному или враждебному взгляду. Самоотверженно любя образ Мессии, Закхей смог тотчас же узнать в проходящем Галилейском Учителе Христа Господа, а Господь, полный Божественной и человеческой любовью, увидел в этом смотрящем на Него с ветвей сикоморы Закхее те душевные глубины, которые были неведомы дотоле и самому Закхею: Господь увидел, что нимало не затемненная какой-либо корыстностью, горящая любовь к Святому Израилеву в этом сердце изменника может его возродить и обновить.
Прозвучал Божественный голос: 'Закхее, потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти'.
И нравственное возрождение, спасение, обновление пришло к Закхею и ко всему его дому.
Сын Человеческий воистину пришел взыскать и спасти погибшее.
(Святой Климент Римский свидетельствует, что Закхей впоследствии стал спутником св. апостола Петра, и вместе со святым Первоверховным апостолом проповедовал в Риме, где и принял при Нероне мученическую кончину за Христа. По-христиански: величайшим добром заплатил он римлянам за чуть-чуть было не совершенное ими ему величайшее зло. В гордую столицу некогда соблазнивших и поработивших его римлян, заставивших его отречься от всей святыни души своей, приходит он, освобожденный и возрожденный благодатью Человеколюбца Господа нашего, и приносит Риму не проклятие, а благовествование, отдавая за то и самую жизнь свою.)' (9)

 
  
 


Араб-смотритель сикоморы, сидевший под деревом, завидев нас, вскочил, схватил рекламные фотографии и, выкрикивая что-то по-арабски, стал протягивать их нам сквозь прутья решетки. Под таким интенсивным натиском большинство наших паломников решило ретироваться. Я остался один и, протянув доллар, решил купить одну рекламную фотографию. На радостях, араб всунул мне в руку три фотографии, сопровождая свои движения бурными выкриками восторга. Не желая привлекать внимание арабов, вяло курсирующих на противоположной стороне улицы, я тоже спешно покинул благодатную тень, там более, что матушка Алевтина уже стучалась в ворота близь лежащего православного монастыря. Никто не подходил и, потолкавшись у каменной ограды, мы сели в автобус и двинулись дальше по нашему маршруту, выезжая из города.

214

Проехав небольшое расстояние от Иерихона, подъехали к основанию Сорокадневной горы или горы Искушения. Так называется пустынная гора, где Господь Иисус Христос провел сорокадневный пост, отойдя от Иордана после своего Крещения. Эта скалистая вершина, высотою 380 м над Иерихонскою равниной, высится в цепи гор к западу от Иерихона.

 
  
 


Приблизительно на половине горы к скалам прилепился греческий монастырь, к которому по горе вьется спиралью дорога. Его возникновение относят к 4-му веку, он неоднократно отстраивался. Церковь его в память Искушения Господня устроена в пещере горы, где, по преданию, укрывался Господь в дни поста Своего.
На самой вершине горы, где сатана показал Спасителю "все царства вселенной во мгновение времени", также стояла недостроенная русская церковь. Но революционные события в России прекратили строительство и сейчас там можно наблюдать только развалины посреди каменной ограды.
К монастырю можно подняться пешком или по канатной дороге. Мы решили идти пешком, оставив внизу, в тени навесов над походным кафетерием, Джона. Где-то минут через 20 мы были у входа в монастырь. Греки открыли ворота и в сопровождении матушки Алевтины, которая знала всех и все знали её, прошли внутрь монастыря. Узкая дорожка вела вглубь монастыря, ограниченная с одной стороны поднимающейся вертикально вверх скалой, а с другой стороны стенами келий монахов. И только метров через 25 появилась в скале ниша, куда можно было зайти не сгибаясь.
Через несколько метров появился иконостас богато украшенной пещерной церкви, где владыка с протодиаконом Димитрием и отцом Максимом сослужили молебен.

 
  
 


Далее нам показали место, где Иисус Христос сидел и возлежал в течение 40 дней поста. По очереди мы приложились к престолу над этим местом и пошли обратно, на выход из монастыря.
На соседней горе израильские вооруженные силы устроили электронный пост наблюдения и его антенны высоко торчали из каменных уступов над пещерами отшельников, которые в большом количестве обитали здесь ранее.
Спустились с горы, попили гранатовый сок, который тут же при тебе готовили из вынутых прямо из холодильника гранатов (1 доллар стакан). Сели в автобус и поехали в Подворье РДМ 'Иоанна Предтечи' в Иерихоне.

 
  
 


Протоирей Владимир, настоятель подворья, встретил нас дружественно, с улыбкой и предложил пройти в часовню, построенную на месте византийской церкви. Ухоженные деревья, чистые дорожки, благодать Божья прямо изливались на нас в этой тихой обители. Сначала нас проводили в часовню, где полы покрыты древней мозаикой, а стены разрисованы на сюжеты Евангелия, в том числе и на полстены икона с сикоморой, на которой когда-то сидел Закхей и Христос, призывающий его сойти с дерева.
Зайдя в служебное помещение, мы увидели стол, накрытый скатертью со стоящими на ней стаканам, печеньем и конфетами. Отец Владимир пригласил нас за стол, отведать, чем Бог послал. Тут же были две монашки из Горненского монастыря, которые проходят послушание.
Попив чая и поблагодарив хлебосольных хозяев, отправились дальше. Нас провожал гортанный крик муэдзина с соседнего минарета:
-Алла-алла-алла, - раздавалось над русским подворьем 'Иоанна Предтечи', и таяло в прозрачном голубом небе.
Выйдя из Подворья, матушка взяла путь к Монастырю св. Герасима, но по обеим сторонам дороги, которая вела к монастырю, стояли запретительные знаки, как мы их называем 'кирпичи'. Водитель, араб, наотрез отказался ехать дальше и нам пришлось обозревать, пустыню, где скрывался монастырь с обзорной площадки, специально подготовленной для любознательных туристов.

 
  
 


Торговцы арабы уже были тут-как тут и наперебой предлагали платки, бусы и прочую мелочь с упорством, вызывающим даже раздражение. Но мы мужественно прошли сквозь торговцев, отказались от их всех даров, отказались погарцевать на поданном верблюде. Осмотрев неоглядные просторы пустыни, матушка Алевтина, показывая рукой куда-то вдаль направо, сказала:
- А вот там, вдалеке монастырь св. Герасима. О, к сожалению нас туда не пускают. Тогда давайте поедем в монастырь св. Харитона. Он здесь невдалеке, но находится в заповедной охранной зоне и въезд туда разрешен только до 5 часов вечера.
Мы уселись в свой микроавтобус и с энтузиазмом направились в монастырь св. Харитона.
По дороге матушка Алевтина нас просветила относительно монастыря, куда мы едем.
'Монашеское движение в христианском мире впервые зародилось в Египте благодаря подвижнической деятельности св. Антония (250-355), который в двадцатилетнем возрасте раздал все свое имущество и уединился в пустыне. В 306 году к нему пришел молодой монах Илларион, уроженец Газы и сделался его учеником. Но в 308 году Илларион покидает своего наставника и возвращается в Палестину, где в 329 году, в Негеве, основывает первый монастырь (его местоположение точно неизвестно). О могиле Иллариона свидетельствует пилигрим из Плаченцы (570 год), которого иногда называют Антонином Плацентином или, как он сам себя называет в начале повествования, Антонином Мучеником, в своем 'Путнике' он пишет: 'На втором милиаре (в двух милях С. Б.) от Газы почивает святой отец Илларион'.
Самым древним из сохранившихся монастырей в Палестине является Фаранская Лавра, основанная преподобным Харитоном.
Примерно в то же время, что и Илларион (330 г.), из Малой Азии приходит в Палестину преподобный Харитон, чтобы поклониться Святым местам. Но по дороге на него напали разбойники и отвели его в свою пещеру, которая была их притоном. Когда разбойники сели за свою трапезу, они не заметили, как в их бочку с вином заползла змея, отравив своим ядом все, что там содержалось, и, напившись отравленного вина, вся их банда отправилась в мир иной. В пещере выжил один Харитон, который так и остался здесь, чтобы служить Господу жизнью отшельника. Харитонова пещера находилась недалеко от Иерусалима в долине Нахаль Прат (Фара), или по-арабски Вади Кельт. Это тот самый Прат (в русской транскрипции Евфрат), где пророк Иеремия по Божиему повелению спрятал свой новый льняной пояс в расселине скалы, чтобы сгнивший пояс стал зловещим образом сокрушения гордыни Израиля (Иер. гл. 13). Теперь же в расселине спасался святой, являя собой живой укор всем возгордившимся мира сего. Вскоре слава о чудесном монахе распространилась по всей Палестине и у Харитона появились ученики. Так образовалась Фаранская лавра (Эйн Фара), самый древний из дошедших до нас и относительно хорошо сохранившихся христианских монастырей. Монастырь Харитона в Фаре, основанный преподобным в 330 году, в VIII веке, судя по всему, еще существовал (имя этой лавры встречается в церковных летописях, и в посланиях того или другого епископа или аввы). В 1903 году заброшенное место Фаранской лавры было приобретено в собственность Русской Духовной Миссии иеросхимонахом Пантелеймоном, настоятелем Афонской Русской обители Воздвижения Честного Креста. Сегодня эта территория принадлежит Русской Православной Церкви (белой) и имеет наблюдающего иеромонаха.' (10)
Проехав несколько селений бедуинов с кричащими мальчишками по сторонам дороги, миновав пропускной пост и заплатив по 17 шекелей за каждого паломника, попетляв по заросшим переплетенными ветвями колючего кустарника каменистым склонам, въехали, наконец, на ровную площадку у журчащего ручья. На ней уже стоял небольшой пустой автобус. Место просто благодатное. Высокие деревья, зеленая трава, чистая, прозрачная вода. И какие-то странные безухие то-ли кролики, то-ли зайцы, брызнувшие из прибрежных кустов при нашем приближении. И огромные камни, сорвавшиеся видимо когда-то со скал то тут, то там перегораживали дорогу нам и ручью. Вдалеке слышался радостный детский смех, повизгивание и всплески воды. Видимо автобус привез детей и они купаются, что для этих мест является большой экзотикой.
Не давая нам расслабиться, матушка Алевтина увлекла нашу группу влево вверх вдоль ручья по едва заметной тропке проложенной между огромными осколками скал. Минут через двадцать мы подошли к каменной ограде. На ограде висела табличка, на которой на четырех языках было надписано: 'Монастырь св. Харитона. Собственность русской духовной миссии'.

 
  
 


Встретил нас иеромонах Харитон, седовласый плотного телосложения и с постоянной улыбкой на лице человек. Вначале мы опустились в небольшую нишу, в которой по легенде покоится тело основателя монастыря преподобного Харитона. Затем нас повели на террасу, увитую плющом и виноградом, где предложили попить чай из пластмассовых стаканчиков. Пока иеромонах рассказывал об истории обители, я оглядывался, ища здания, помещения для братии, да и паломникам где-то надо располагаться, если они дойдут до этого монастыря. Кроме здания церкви и служебного помещения под ней ничего больше не было на земле. Но стоило поднять глаза, сразу стало видно, как на скалах, как ласточкины гнезда, прилепились кельи и не только. Иеромонах Харитон пригласил нас подняться вверх по ступеням, вырубленным в скале, а затем и вообще по металлическим лестницам, больше похожим на стремянки. Преодолев все трудности, мы оказались в довольно обширной пещере, с низким закопченным потолком.

 
  
 


- Пещера преподобного Харитона, - сказал нам иеромонах, - с этой пещеры и начался наш монастырь. Здесь Харитон претерпел все муки от разбойников и здесь они отошли в мир иной, выпив отравленного вина. Сейчас здесь церковь, пока нижний храм ремонтируется. Стены я очистил от копоти, а вот до потолка руки не доходят:

 
  
 


В благоговении и молчании отслужили мы молебен в этой церкви, осмотрели иконы на стенах, незатейливый иконостас и стали по очереди спускаться на землю.
- А вообще можете оставаться на послушание, кто пожелает, - напутствовал нас на земле иеромонах Харитон, - в монастыре сейчас я один, да несколько рабочих, которые ремонтируют храм.
Остаться никто не пожелал, хотя в душе многие были бы не против провести здесь зиму в трудах и молитвах. В этом монастыре не чувствуется зноя пустыни, так как он расположен на южном берегу ручья и высокие уступы скал закрывают его от палящих лучей солнца, которое беспощадно выжигает любую растительность, оставляя нетронутым только узкую полоску зелени вдоль ручья. Каждый год жители монастыря сажают несколько деревьев и иеромонах Харитон с гордостью показал нам небольшую зеленую рощу, в тени которой резвились и плескались детишки, приехавшие перед нами.

 
  
 


Покидали монастырь мы с чувством потери чего-то родного и чистого, к чему все время будет тянуть в воспоминаниях длинных зимних вечеров.
Надо было торопиться, чтобы успеть до закрытия пропускного пункта и матушка Алевтина поторапливала нас, в то время как мы неуклюже перепрыгивали с камня на камень, боясь подвернуть ногу и получить другие увечья.
Но все добрались до автобуса благополучно, сели в него и покинули ущелье Нахаль Прат (Фара) или по арабски - Вади Кельт, как чаще всего называют, в Иудейской пустыне. Река Прат (Кельт), питающаяся тремя источниками, в славянской транскрипции звучит - Ефрат (одна из райских рек). Вади Кельт тянется на 28 км вдоль северной части Иудейской пустыни, начинаясь возле Иерусалима (770 м над уровнем моря) и кончаясь в самой низкой части земного шара, неподалеку от Иерихона (400 м ниже уровня моря)

 
  
 


В Вифании мы посетили гробницу св.праведного Лазаря Четверодневного.
Лазарь был родом из Вифании близ Иерусалима, брат Марии и Марфы. Во время Своей жизни Господь любил их и часто посещал их дом в Вифании, называя Лазаря Своим другом (Ин.11,3,5,11). После преждевременной смерти Лазаря, пролив слезы над его гробом, Господь, как Всесильный, воскресил его из мертвых, когда Лазарь уже четыре дня лежал во гробе и уже смердел (Ин.11,17-45). Это чудо воспоминается Церковью в шестую субботу Великого поста (Лазарева суббота). После своего воскрешения святой Лазарь удалился на остров Кипр, так как первосвященники положили убить его (Ин.12,9-11), где впоследствии был поставлен епископом. По преданию, Лазарь, будучи епископом, удостоился посещения Божией Матери и получил от Нее омофор, сделанный Ее руками. После чудесного воскресения святой Лазарь жил еще 30 лет, сохраняя строгое воздержание, скончался на острове Кипре, там и похоронен.
 
  
 

Так что здесь нет тела Лазаря, а только могила его. Небольшой вход, пробитый в скале, ведет в узкую глубокую пещеру. Спустившись по 25 ступеням, паломники встречают небольшую площадку с каменным столом в углу, служащим престолом в дни богослужений в Лазареву субботу. Площадка считается местом воззвания Господа: 'Лазаре, гряди вон!' Еще пять ступеней вниз - и погребальная пещера. Здесь обыкновенно прочитывают Евангелие от Иоанна о воскресении Лазаря Сначала Господь был встречен Марфой, потом Марией, когда Он шел ко гробу возбудить друга Лазаря, - тут расположен большой округленный 'камень беседы', от которого многие получают исцеления. Мы тоже спустились в пещеру и Владыка прочитал Евангелие от Иоанна о воскресении Лазаря (Ин.11,1-7,11-45), а мы с зажженными свечами молились

(8) - http://www.eleven.co.il/article/11705
(9) - http://www.omolenko.com/biblio/slova-ioann-shnh.htm?p=3
(10) - http://www.balandin.net/FifthGospel/Gospel18.htm

Продолжение: http://ali2014.sitecity.ru/stext_2312002013.phtml


Паломническая поездка 2010 года:
http://foto.rambler.ru/users/russianalbion2008/albums/229248/
Видео паломнической поездки 2010 года:
http://vision.rambler.ru/users/russianalbion2008/